Часть 1 «Хочу
в монастырь» |
||||||
|
||||||
11.Некоторые недоуменные вопросы
современной христианской жизни |
||||||
Некоторые недоуменные вопросы современной христианской жизни Евангельские
Заповеди во всей своей полноте не могут быть законами жизни государства. Отчего
же? Хотя бы потому, что у них разное назначение: Евангельский Закон
предназначен для спасения души и добровольного исполнения, законы же
государственные предназначены для формирования и поддержания определенного
строя государственной жизни и имеют принудительную силу. Кто не соблюдает их,
подвергаются наказанию, до смертной казни включительно. Однако
государственные законы могут быть максимально приближены к Заповедям Божиим,
чтобы создать благоприятные условия для спасения подданных. Эта мысль нашла
воплощение в историческом опыте православных государств в периоды их
расцвета, таких, как Византия, Россия, Сербия, Грузия. Современные
христиане, являясь гражданами государств, далеких от симфонии с Церковью,
обязаны соблюдать и Закон Божий, и законы государственные, не говоря о
бытующих общественных нормах поведения. Бывает, эти обязанности вступают в
противоречия, ввергая в замешательство благочестивых христиан. Возможно, в
некоторых случаях им принесут пользу следующие объяснения. «На все воля Божия».
Хотя без воли Божией действительно ничто не совершается, но одни события случаются по благоволению
Божию, а другие -- по попущению. В
последнем случае Бог не желает происходящего, но отнимает свой покров и защиту от грешников, после
чего они поступают для наказания и исправления в руки демонов, разгулявшихся
стихий или собственных страстей. К попущениям Божиим относятся стихийные
бедствия, войны, несчастья, большинство болезней, нашествие иноплеменников и
т.п. Для христианина не будет грехом молиться и даже действовать против них,
но получить избавление от этих несчастий становится возможным только после
возвращения милости Божией. «Не убий». Эта
заповедь дана еще в Ветхом Завете, который относит ее только к людям,
указывая и исключения из нее: убийство на войне и казнь по суду за тяжкие
преступления против Закона Божия. Эти представления перешли и в христианское
общество. Участие христиан в войнах оправдывается как меньшее зло по
сравнению с порабощением иноплеменниками и иноверцами. Война приравнивается к
общенародным бедствиям, таким как глады, моры, пожары, наводнения,
землетрясения, при которых гибель людей ни на кого не ложится личным грехом,
кроме тех, кто войну развязывает. Но и во время войны перед судом Божиим
придется отвечать за неоправданную жестокость и убийства по личным мотивам. Что касается до животных, то Ветхий Завет
разрешал приносить их в жертву, убивать для пропитания и одежды, но призывал
не быть к ним жестокими и не убивать без необходимости: «Праведный милует
души скотов своих» (Прит. 12, 10). Уничтожение вредителей, хищников и
паразитов составляет печальную необходимость земной жизни. Примеры терпимого
отношения к ним отдельных святых вызывают наше удивление и умиление именно
потому, что являются исключением из общего правила. К убийству животных и
даже насекомых следует относиться, повторюсь еще раз, как к печальной
необходимости, следствию человеческого грехопадения, из которого нельзя
извлекать удовольствие. «Любите врагов
ваших». Речь идет о врагах личных, вражда с которыми возникает по обыденным,
бытовым причинам, но никак не о врагах Отечества или врагах Божиих. К врагам Отечества
относятся те, кто сознательно покушается на его границы, политическую и
экономическую независимость, а также на само бытие народа, или на те основы
народной жизни, без которых он не может существовать. Это нравственность,
культура, историческая память, рождаемость, здоровье, прожиточный минимум и
другое подобное. К врагам Божиим, без
сомнения, следует отнести бесов, затем сознательных служителей сатаны; с
некоторыми ограничениями и тех, кто открыто и нагло попирает закон Божий,
борется с христианством и Церковью. Хорошо высказался по
этому вопросу митрополит Московский Филарет: «Люби врагов своих, бей врагов
Отечества и ненавидь врагов Божиих». За одну эту фразу, по важности ее для
христианского мировоззрения, он достоин причисления к лику святых. Врагов
Отечества следует бить или, в некоторых редакциях, сокрушать, но не следует
распаляться к ним ненавистью, так как среди них есть обманутые, подневольные,
заблуждающиеся. Побежденному и кающемуся врагу Отечества похвально оказать
милость и человеколюбие. Но когда враг нападает на Отечество, призывы к
«любви» едва ли будут уместны. Врагов Божиих допустимо ненавидеть, или
гнушаться ими, как и пророк Давид говорит в псалме: «Мне ли не возненавидеть
ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?» (Пс.138,
21). И от них пощады рабам Божиим ждать не приходится, когда преимущество на
их стороне. Вражда на религиозной почве, к сожалению, из всех видов вражды
самая сильная и жестокая, потому что подогревается потусторонними силами зла.
Вспомним страдания христианских мучеников. Слово «любить» также
непросто для понимания. Любовь к красивой одежде, вкусной пище, играм, музыке,
спорту называется этим словом по недоразумению. В таких случаях слово
«любить» можно без ущерба для смысла заменить словом «нравиться». Когда же
слово «нравиться» не подходит, когда
речь идет о более высоком чувстве, греческая культура различает любовь дружескую, родственную, почитательную и
плотскую. Из них последняя, имея значимость для душевной жизни и
продолжения человеческого рода, в духовной жизни удела не имеет, разве только
как искушение. Каждое из этих чувств имеет свои особенные качества, и в
греческом языке называется по-своему. В славянском же и русском языке они
обозначаются одним словом «любовь», что и порождает многие недоумения и
спекуляции. Какой любовью любить врагов своих? Дружеской, родственной? Наше
естество противится этому, и справедливо противится. В греческом языке есть
слово «агапи», означающее «уважать», «ценить», «почитать». Оно-то и
употребляется, когда речь идет о любви к Богу, о любви к ближнему и о любви к
врагам ради Заповеди Божией. Сказанное в этом
разделе адресовано для христиан, живущих в миру, и позволяет правильно вести
себя в жизненных ситуациях, возникающих в мирской жизни, не теряя при этом
надежды на спасение. Отшельники, отрекшиеся от мира, не имеющие обязательств
и ответственности перед ближними и обществом, могут поступать иначе, и в
житиях их можно найти примеры иного поведения, соответствующего их высокой
духовной мере и уединенному образу жизни. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|