В известной Евангельской притче о званых на брак новопришедшему
рекомендуется занимать последнее место среди собравшихся. Что же сказать о
том человеке, который, выставляя гостям на вид свои заслуги, пытается занять
место выше того, куда его посадил хозяин? Не понапрасну вспоминаю я эту притчу. Как правило, приходящие в
монастырь люди претендуют на то положение в коллективе, влияние и авторитет,
которого они достигли в мирской жизни, и очень обижаются, оскорбляются и даже
уходят из монастыря, если к ним относятся как к новоначальным. Поясним
сказанное примерами. Некий достойный муж, имеющий степени, награды и авторитет в своей
среде, решил ради высокой идеи послужить Отечеству в рядах Вооруженных сил.
Придя к военкому, он изложил тому свое желание. В ответ услышал, что
поскольку военного образования и опыта службы у него нет, взять в армию его
могут только рядовым. Достойный муж с радостью согласился, рассудив, что
Отечеству нужны хорошие рядовые, без которых не может быть хорошей армии. В
части его непосредственным начальником оказался сержант срочной службы
Баранов, образование – незаконченное среднее, родом из деревни, как
говорится, прямо от сохи. Правил деликатного обращения Баранов не знал и
знать не хотел, и начал поступать с честным мужем так же, как и с прочими
рядовыми, находившимися в его подчинении. Муж очень обиделся: «Как же так? Я
намного старше, у меня жизненный опыт, даже государственные награды есть! А
этот грубиян, невежда, недоросль…» В общем, пошел жаловаться к командиру
части, а тот ему: – Вы же здесь не по призыву, а пошли добровольно? –Да. – Вы знали, что вас берут рядовым? – Да. – Вот сержант Баранов и относится к вам, как к рядовому. На что же вы
жалуетесь? Это я вам говорю официально, как командир части. А неофициально
скажу вот что: Василий Дормедонтович, вам обязательно надо пройти курс
молодого бойца. Хотя вам это трудно, но без этого вы не поймете, что такое
армия. Поэтому потерпите. А потом я посмотрю, где бы вы могли быть полезны
своими способностями. В этой ситуации всем всё понятно. Но вот то же действие происходит в
монастыре. Тот же достойный муж пожелал, ради еще более высокой цели, пойти
не в армию, а в монастырь. Ему предложили стать послушником, так как он и
читать по-славянски еще не выучился, и опыт монастырской жизни у него
совершенно отсутствует. Он с радостью согласился, рассудив, что в монастыре
нет низких званий, что в любом звании служить Богу почетно. Жаловаться пошел к игумену. А игумен ему: – Василий Дормедонтович, вам обязательно надо пройти ступень
послушничества. Хотя вам это трудно, но без этого вы не поймете, что такое
монашество. Поэтому потерпите. А потом я посмотрю, где бы вы могли быть
полезны своими способностями. С великим трудом осознают приходящие в монастырь, что они здесь –
новички, что признавать их заслуги в светской жизни для насельников монастыря
– дело добровольное, а не обязательное, что приняты они послушниками. Пусть монастырское начальство
уступает им в возрасте, уме, жизненном опыте, образовании – ему все равно
надо подчиняться. Неспособность пройти ступень послушничества – одно из
основных препятствий для поступления в монастырь пожилых людей, достигших
солидного положения в обществе. Для молодых же быть послушниками –
естественно по возрасту. Хотя и им свойственны притязания на прежний статус,
но они легче преодолевают это искушение. И еще несколько слов об отношении к начальству. В миру никого не
удивляет, что начальник может быть моложе и даже глупее подчиненного.
Несмотря на свои недостатки он всё же начальник, со всеми вытекающими
последствиями. Однако приходящие в монастырь это начисто забывают и почему-то
считают, что начальником должен быть самый умный, самый старший, самый
благочестивый, самый опытный, самый сильный и т.д. Если старший по послушанию
не соответствует их представлениям о начальнике, они спорят, ропщут,
критикуют, делают ему замечания, и даже пытаются отстранить его от дела и
взять командование на себя. Странно
видеть в соискателях монашеской жизни столь необузданные анархические
инстинкты, которые сдерживаются только страхом наказания, а чуть возникнет
слабина -- сразу заявляют о себе. При этом очень часто такие монастырские
«анархисты» искренне считают себя по убеждениям монархистами. Поскольку в этой статье говорится о новоначальных и их вхождении в
монастырское братство, здесь же отмечу еще одну общую особенность
новоначальных. Любой человек, при входе в новый коллектив, ведет себя
несколько искусственно: он хочет скрыть свои плохие стороны, произвести
благоприятное впечатление, показать свои способности, и это накладывает на
его поведение отпечаток. В монастыре этот эффект намного сильнее, так как
человек резко меняет среду обитания, прежний образ жизни, попадает в новые
для себя условия. Имея свои, обычно неправильные, представления о
монастырской жизни и монашеском поведении, он начинает вести себя, в большей
или меньшей степени, неестественно. Период неестественного поведения может продолжаться от полугода до
трех лет в некоторых случаях. В это время трудно определить настоящий
характер новоначального. Невозможным является и его действительное духовное
преуспеяние, которое начнется только тогда, когда новичок привыкнет вести
себя в согласии со своим настоящим внутренним устроением. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|