Бессовестные мошенники частенько подделывают деньги, золотые вещи и
драгоценные камни и продают их неопытным людям вместо настоящих. Для этого
они могут переодеться в чужую одежду и показать фальшивое удостоверение.
Подобным образом поступают и демоны. Они предлагают неопытным христианам
мысли и дела, которые внешне, по форме, согласны с заповедями, но по
внутреннему содержанию и последствиям относятся уже совсем к другой области.
Мы касались этого раньше в главе о рассудительности. Какие же духовные
фальшивки встречаются наиболее часто? Под видом миротворчества нам предлагают компромисс с грехом или
предательство веры. Под видом богоугодного плача скрывается очень похожий на него внешне
плач от обиды, задетой гордости, саможаления или горечь потери. Под видом жертвенной храбрости, проистекающей от любви к Отечеству,
народу, ближнему, являет себя храбрость от гнева, тщеславия, отчаяния или
даже от опьянения. В одежду заботы о ближнем, его здоровье и благополучии одевается
корыстный расчет и иные низкие интересы. За духовную любовь выдает себя душевная жалость, которая печется о
земном в ущерб духовному. Душевная жалость хороша, но только тогда, когда она
бывает не в ущерб духовному. Ревностью по Богу называет себя гордость, самомнение и прелесть. За молитву и пост пытаются выдать себя медитация и голодание. Благодатными духовными чувствами называют себя душевная
восторженность, хорошее настроение и действие воображения. Под показным смирением прячется тщеславие. Обыкновенная трусость в опасных ситуациях выдает себя за благодатное
смирение. В борьбе есть такой способ победить противника: толкнуть его посильнее
в ту же сторону, куда он сам двигается, чтобы он упал или стукнулся о
препятствие. Так и диавол, видя, что мы стремимся к добродетели, не всегда
нам мешает, но часто толкает в ту же сторону. При этом с нашими добродетелями
происходят удивительные превращения: неосуждение превращается в слепоту и безразличие к греху, всепрощение и снисхождение к ближнему – в поощрение греха на почве безнаказанности,
самоукорение – в засуживание себя до уныния и отчаяния, сознание своей немощи, которое дано нам для ограждения от отчаяния и
непосильных подвигов, превращается в амнистию всех своих грехов без раскаяния
и исправления, мол, что поделаешь – немощен! Все мы немощны! И что еще сказать? На каждую добродетель, включая любовь и смирение,
есть соответствующие фальшивки, которые по внешнему виду похожи, а по
внутреннему наполнению и последствиям относятся к области греха. О бесовских ловушках для подвизающихся говорилось в этой книге и
раньше, в разных местах понемногу. Бывают ловушки штучные, особо хитрые,
устроенные для конкретного человека, а бывают и типовые, против которых мы
должны быть всегда настороже. Это впадение в крайности, окрадывание доброго
дела или успеха тщеславием, недоверие духовнику, предпочтение материальной
выгоды духовной пользе. При немощах – чрезмерное к себе снисхождение, при
виде телесной красоты – блудные помыслы, при трудностях и скорбях – ропот.
Часто встречается подмена смысла слов или название греха благозвучным именем,
например экспроприация, приватизация, гей, гражданский брак, планирование
семьи, свобода, демократия, путана, эмансипация, экстрасенс, валеология,
фетальная терапия, эвтаназия и тому подобные. Явления, которые стоят за ними,
стары как мир, но обозначающие их слова регулярно обновляются, чтобы люди не
сразу догадывались об их сути. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|