Типикон и современная богослужебная практика Прежде всего, прошу читателя принять сказанное в этой статье не как
критику современного богослужения, а как изложение проблемы, требующей своего
решения. Все новички, пытающиеся разобраться в богослужении и начинающие
изучать богослужебный Устав Церкви, сталкиваются с большим для себя
искушением: несовпадением современной богослужебной практики с Типиконом,
Требником, Служебником. Эти несовпадения бывают следующего рода: сокращения
службы, отклонения в способе совершения священнодействий, нарушение указанной
в чине последовательности их совершения, несовпадение с Типиконом по времени
совершения, перенесение элементов архиерейской службы в обычную. Искушение
состоит в том, что официальным богослужебным Уставом является Типикон, и
отступления от него не закреплены какими-либо постановлениями церковной
власти. «Богослужебные указания» и «Книга священнослужителя» содержат лишь
часть современной практики, но и эти книги не опираются на какое-либо
соборное постановление. Несомненно, Церковь имеет власть изменять богослужение применительно к
своим нуждам. Как она могла расширять его в период расцвета, так может и
сократить в трудных условиях. Типикон отражает богослужебную практику
Византийской Церкви времен наивысшего расцвета православной
государственности. Исполнять эту практику во всей полноте в условиях
всеобщего охлаждения к вере, а иногда и гонений, просто невозможно. Но не
благоразумно и оставлять сокращение богослужения на произвол любого
священнослужителя. Пусть эти сокращения были бы разумными и оправданными, а
также санкционированными церковной властью. Обычно нормой и наглядным образцом правильного богослужения для
епархии является кафедральный собор, а для монастырей – ближайшая Лавра.
Совершаемый там чин богослужений считается имеющим благословение
священноначалия. Все принимающие священный сан обязаны отслужить 40 первых
служб в кафедральном соборе, где и усваивают современную практику
богослужения. И это неплохое решение вопроса. Однако закрепление данной
практики на уровне священноначалия, а также отношение к Типикону как к идеалу
богослужения, а не как к обязательному правилу, облегчило бы совесть многих
клириков, старающихся хранить древние церковные установления. Отдельную сложность представляет распределение богослужений по времени
суток. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки
делились на день, продолжительностью 12 часов (с 6 часов утра до 18 часов
вечера по нашему времени), и ночь продолжительностью 12 часов. Для сна в
монастырях отводилось время с 20 час. вечера до 2 час. ночи по нашему
исчислению. К этому привязано все уставное распределение богослужений по
времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с 23 час. до 6 час. утра.
Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское
распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а
служить по-византийски. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а
полунощницы – утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится
вместе с литургией в первой половине дня. На время совершения богослужений оказывают влияние и другие причины.
Поскольку мы живем не в православном государстве, в дни церковных праздников
зачастую люди заняты на работе. Чтобы дать им возможность посетить важнейшие
богослужения и крестные ходы, настоятели храмов изменяют время их проведения
по отношению к Типикону, исходя из принципа выбора меньшего из двух зол. В
отдаленных районах приходится привязывать время богослужения даже к движению
транспорта. Следующий непростой вопрос: «Как поступать клирикам, если служащий
священник дает указания, не согласные с Типиконом, например не читать кафизм
на утрене, сократить число стихир на «Господи воззвах» и тропарей канона до
четырех, не читать паримии на всенощной или 33-й псалом в конце литургии и
т.п.? Можно ли считать, что ответственность при этом во всех случаях ложится
только на дающего указание, а исполнитель не согрешает? Или же есть какие-то
границы допустимого? Этот насущный вопрос современной богослужебной жизни
порой превращается в жаркую полемику. Клирошане показывают священнику
Типикон, книги по Уставу Розанова, Булгакова, Никольского, а ему не на что
опереться, чтобы доказать свою правоту, как только на личный авторитет и
иерархическое превосходство, выражаемое словами «кто здесь священник?!», «нас
так учили в семинарии!», а иногда и «вон с клироса!» За неимением в настоящее
время других рекомендаций, можно посоветовать клиросным в любом случае
слушать указания служащего священника, чтобы не соблазнять молящихся, и
оставлять выяснение всех вопросов на небогослужебное время, не исключая при
этом возможности обратиться за разъяснениями в вышестоящую инстанцию. Даже в таких толстых книгах как Типикон невозможно описать все
богослужебные действия в мелких подробностях. Это вызывает большое
разнообразие местных практик в области действий, не оговоренных Уставом.
Особенно это касается архиерейского служения, в котором принимает участие
множество клириков. Переходящим из монастыря в монастырь, из епархии в
епархию, надо придерживаться местной богослужебной практики, а не пытаться
насадить обычаи, виденные где-то во время своих странствий. Об этом говорит
известная пословица. Несмотря на важность Типикона для церковного богослужения, он, однако,
не должен занимать главного места в духовной жизни. Некоторые думают спастись
его скрупулезным исполнением, без страха нарушая в то же время основные
заповеди Нового Завета, особенно о смирении, любви к ближнему и иерархическом
подчинении. Типикон хорош впридачу к исполнению Евангельских заповедей, а
никак не вместо них. Понимая это, не следует, однако, впадать и в
противоположную крайность – пренебрегать Церковным Уставом без серьезной
необходимости. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|