«Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком
нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него»[1]. В человеческой природе есть такое свойство: если мы много раз
повторяем какое-то действие, оно, наконец, начинает совершаться само собой,
почти автоматически. Это мы и называем навыком или привычкой. У животных есть
похожий механизм формирования условных рефлексов. Область навыков человека
распространяется не только на его телесные, но и на душевные действия. Мы
можем выработать привычку не только к многоспанию, многоядению, курению, но и
к гневу, осуждению, командованию, насмешничеству, и наоборот – к молитвенному
правилу, труду, вежливости, соблюдению постов, посещению храма и т.д. Этот
механизм подобен закону инерции в материальном мире, и его можно назвать
законом душевной инерции. Как тяжело груженый поезд не может вдруг остановиться и поехать в
противоположную сторону, так и человек, проводивший много лет греховную
жизнь, не может сразу изменить свое поведение, мысли, желания, чувства.
Потребуется время и труд, и тем большие время и труд, чем дольше человек жил
греховной жизнью и чем тяжелее были его грехи. Благодать Божия, конечно,
может помочь и помогает кающемуся, укрепляя его силы и облегчая греховное
бремя через таинства Исповеди и Причащения, но не отменяет совсем действие
этого закона. Он проявляется даже в мелочах. Не только образ жизни в целом,
но и отдельные эмоции, настроения, состояния имеют свою инерцию. Приведу всем
нам знакомые примеры, которые невозможно не заметить: После ссоры, хотя она уже закончилась, еще долго остается плохое
настроение, которое может излиться на кого угодно из окружающих. После прочтения интересной книги, важного разговора, праздничного
богослужения в душе еще несколько часов сохраняются вызванные ими состояния. Услышанная песня или мелодия еще долго звучит в голове. Закон инерции обязательно надо знать и учитывать в духовной жизни. Как
железнодорожный состав труднее всего в начале сдвинуть с места и разогнать,
так и любое дело особенно трудно в начале. Аналогично этому первоначальные
навыки к добрым делам вырабатываются большим трудом и долгим временем, для
чего бывает не лишней помощь призывающей Благодати Божией. Утрачиваются же
добрые навыки намного скорее. Даже после многолетнего исполнения, достаточно
неделю не почитать келейное правило, 3-4 раза проспать утренний подъем,
несколько раз подряд поесть раньше времени, и для возвращения к прежнему
придется приложить немалые усилия. Вот почему послабления, которые мы себе
позволяем по болезни, усталости, посещению гостей и др. случаям, не должны
быть слишком частыми. В противоположность добрым навыкам, чрезвычайно быстро
вырабатываются привычки к бытовым удобствам и грехам: смотрению телевизора,
пользованию телефоном, винопитию, курению. Оставить же их бывает так трудно,
что это наводит на мысль, что худым навыкам оказывают содействие бесы. Проводить постоянно благочестивую жизнь без взращивания в себе добрых
навыков невозможно. Надлежит сделать привычками молитвенное правило, доброе
отношение к ближним, посещение храма в воскресные дни, соблюдение постов,
труд в дневное время, ранний подъем, чтобы не тратить на это каждый день
большие усилия и легко возвращаться в нужную колею после искушений. Добрые
навыки поддерживаются постоянным исполнением, для чего необходим на многие
годы постоянный распорядок дня. Если по какой-то нужде придется отступить от
доброго навыка и распорядка, то пусть это будет по уважительной причине и на
самое короткое время. Тогда восстановить их будет не трудно. Лет через
двадцать постоянного исполнения, добрые навыки приобретают силу естественных
качеств нашего характера. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|