Как в мирской, так и в церковной среде встречаются, и не так уж
редко, люди особого склада. Они весьма начитаны и готовы подолгу рассуждать и
спорить почти на любую тему: о молитве, о церковной истории, о богослужении,
о приходской жизни, о состоянии иерархии, о нынешнем положении Церкви и путях
его улучшения, о подвигах св. Отцов, расколах и ересях, о новостях науки,
техники и политики. Правда, разсуждения болтуна не отличаются большой
глубиной и точностью, так как почерпнуты из беспорядочного чтения, своих
незрелых рассуждений, рассказов разных людей и слухов, и не проверены
собственным опытом. Но одолеть такого болтуна в споре невозможно. Его слабое
место, ахиллесова пята, – обычные нормы христианской жизни, как то:
воздержание от курения и излишнего винопития, регулярное посещение храма,
подчинение богоустановленной иерархии, дисциплине, исполнение келейного
правила, признание своей вины при согрешении и испрашивание прощения. Это ему
никак не удается осуществить на практике. Он подобен человеку, который решил
было сораспяться Христу для спасения своей души. Человек этот начал изучать
устройство и виды крестов, из какого дерева они изготавливаются, куда
вбиваются гвозди, куда помещается табличка. Наконец, став в этих вопросах
большим знатоком, он готов часами с жаром спорить о том, как это правильно
сделать. Но самому распяться – никак. Возможно, здесь
мы имеем дело с каким-то видом психического расстройства, так как подобные
люди обычно неспокойны, непоседливы, непослушны и не способны к длительному
целенаправленному труду. Покуда знакомство с ними ограничивается застольными
беседами, они производят впечатление ярких, незаурядных личностей. Но стоит
приняться с ними за какое-то общее дело, как обнаруживается их непригодность
к коллективному труду, а часто и вообще к какой-либо практической
деятельности. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|