С детства мы знаем неписанную норму коллективной жизни, что
ябедничать и доносить друг на друга старшим нехорошо. Это – не заповедь
Божия, и даже не гражданский закон, но, тем не менее, в ней есть рациональное
зерно и с ее существованием надо считаться. Непросто проследить происхождение такого отношения к доносительству,
у этого есть и внутренние и внешние причины. К внутренним причинам можно
отнести голос совести, который говорит: «Не делай другому того, чего не
хочешь себе». В детском возрасте ябедничество считается постыдным проявлением
слабости. Ребенок или подросток, если может сам постоять за себя, не пойдет
жаловаться. Жалуются слабые, чаще девочки. У детей мотивация доносов проста,
во взрослом же возрасте она сильно усложняется: здесь мы находим зависть,
мщение, страх, карьеризм, сложные интриги. Вспомним, как иудеи пригрозили
Пилату доносом, чтобы добиться распятия Христа. Вносит свою лепту в негативное отношение к доносительству также
обычное в миру противостояние начальства и подчиненных. По своему назначению,
начальство вынуждено заставлять, наказывать, ограничивать свободу, ущемлять
интересы подчиненных. А последние очень часто подчиняются первым не по доброй
воле, а по необходимости. На фоне этого противостояния, отношение простых
членов коллектива к доносчикам из своей среды всегда негативное, почти как к
предателям, причем пострадать можно не только душевно, но и телесно. В свою
очередь, и начальство заинтересовано в том, чтобы подчиненные не бегали к
нему по пустякам, и не одобряет мелкого доносительства. Для него желательно,
чтобы мы сами решали мелочи личной и бытовой жизни, которые невозможно
определить правилами и инструкциями, и в которых зачастую невозможно
разобрать, кто прав, кто виноват. Правило «ни в коем случае начальству не доносить» имеет свои
отрицательные стороны, и не может не иметь их вследствие своего
человеческого, а не божественного происхождения. Оно ставит стену
отчужденности между начальством и подчиненными, позволяет существовать
теневым лидерам и неформальным группировкам, физически сильным и порочным
притеснять слабых и богобоязненных, и в результате не дает сложиться
здоровому коллективу. Поэтому, не во всех случаях надо бежать к начальству,
так же, как не всегда имеет резон скрывать от начальства происходящее.
Попробуем обозначить общие мысли, которыми следует руководствоваться в
решении этого действительно непростого вопроса. Предположим, идет судно с командой на борту. Если член экипажа видит,
что некто что-то пролил, разбил,
намусорил, опоздал, забыл, не положил на место, нагрубил, но делает это не
систематически и не преднамеренно, об этом нет нужды доносить. Но если кто-то
сверлит корпус судна, разводит открытый огонь, откручивает гайки у главного
двигателя – надо обязательно известить начальство, и никто за это не осудит. Подобно и в монастыре: можно и нужно носить тяготы друг друга,
терпеть общечеловеческие немощи, самостоятельно решать между собой мелкие
конфликты, но не следует скрывать смертные грехи и поступки, грозящие
крупными неприятностями всей обители. Кто не может жить по монастырскому
законоположению – пускай живет в миру. Это будет лучше и для его собственного
спасения, и для монастыря со всеми его обитателями. Однако, обращаясь к
начальству, надо следить за чистотой своих намерений. Бывает, что личные
греховные мотивы настолько сильно примешиваются к благовидным причинам, что
предпочтительнее оставить дело на Волю Божию и подождать, когда оно само
собой решится каким-либо другим образом. Кто затрудняется самостоятельно определить, нужно или нет обратиться
в высшую инстанцию, может посоветоваться
с духовником. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|