Нередко наши мысли и мысленные образы отрываются от реальной
действительности. Такой режим работы ума называется фантазированием или
мечтательностью, и представляет большую опасность для духовной жизни. Круг
сценариев внутренних фантазий у обычного человека довольно ограничен: Страшилки. Воображение яркими красками рисует человеку бедствия и
несчастные случаи, могущие случиться с ним или его близкими, особенно с
детьми. Распаленный собственным воображением, человек так сильно переживает,
что мечется туда-сюда не находя себе
спокойного места. Смешилки. Мы выдумываем или вспоминаем смешные ситуации, истории,
анекдоты, и их мысленно «смакуем». Победилки. Мечтательное представление победных окончаний своих
споров, соревнований, конкурсов, ссор и драк. Представление себя вместо
главного героя в остросюжетных происшествиях, прочитанных книгах,
кинофильмах. Подобные фантазии докучают человеку не только в обыденной жизни, но и
на богослужении в храме. Заметив и осознав, их надо быстро обрывать Иисусовой
молитвой. Такие любимые многими жанры литературы как фантастика, детектив,
приключения чаще всего также являются плодом фантазирования с целью разжечь
воображение, возбудить страсти и пощекотать нервы читателя. Увлечение ими
надолго отодвигает достижение настоящих благодатных состояний, напротив,
прокладывает путь состояниям прелестным. Отрыв от реальности способен мало-помалу переместить центр
жизнедеятельности человека в виртуальный мир, созданный его воображением.
Тогда он все чаще начинает смешивать реальный мир с воображаемым. Толчок к
этому процессу и подает фантазирование, возбуждаемое и растимое через книги,
фильмы и компьютерные игры, за которыми дети и взрослые просиживают часами,
забывая обо всем на свете. Святоотеческое учение запрещает использовать при молитве воображение
и представлять с его помощью образы рая, ада, ангелов, святых, Богородицы,
Господа даже в таком виде, как они написаны на иконах. Трудовая молитва
должна быть безвидной. Святитель
Феофан Затворник пишет: «Самый простой закон для молитвы - ничего не воображать,
а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и
внимает, и в этом убеждении припадать к Нему»[1].
О тех образах, которые возникают при молитве не по нашей воле, разговор
особый, но мы, чтобы не впасть в прелесть, не должны вызывать их самовольно и
неосмотрительно принимать все, что нам является. Способность ума к образному мышлению повреждена грехопадением и
находится под бесовским влиянием более чем прочие умственные способности. К
воображению бесы очень легко примешивают свое действие и накручивают
любителям пофантазировать такие сюжеты, что они начинают «вспоминать» свои
прежние существования, участвовать в звездных войнах, общаться с «ангелами»,
«святыми», инопланетянами и, наконец, попадают в больницу для сумасшедших. Вы скажете: «Ну вот, опять бесы!» Да, возлюбленные мои, опять. Мы
думаем, что если мы их не видим, то они где-то очень далеко от нас. Между
тем, они – наши частые, даже постоянные гости. Их воздействие на наш
внутренний мир происходит ежедневно и еженощно, наряду с действием
собственной нашей души и действием Духа Святого, Которым всяка душа, в том
числе и наша, живится. Наш внутренний мир является полем непрерывного
действия этих трех сил. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|