Общение с людьми, наблюдение за внешним миром и собственные мысли
бывают причиной появления у нас непроизвольных воспоминаний. Эти
непроизвольные воспоминания, или ассоциации, связаны с вызвавшими их словами,
образами или событиями сходством по какому-либо признаку: по похожести места,
времени суток, состава участников, по подобию цвета, запаха, звука, вкуса,
сопутствующих ощущений. Например, если мы увидим детей, идущих из школы или
играющих с мячом, то в нашей памяти могут «всплыть» подобные картины и из
нашего детства, знакомые дети такого же возраста, трудности с их воспитанием,
спортивные соревнования, книги и фильмы о детях и многое-многое другое. Одна
ассоциация становится основанием для следующей - так возникает целая цепь
ассоциаций, которая может увести нашу мысль очень далеко от начального
события. Как-то стою зимой в храме на службе. Поют хорошо, в храме тепло.
Думаю: «Чем же отапливается храм?» Вижу на стене какие-то необычные
обогреватели, похожие на инфракрасные, о которых я недавно читал статью в
журнале. И о. Владимир мне рассказывал, что видел их на выставке: там зимой
прямо на открытой веранде сидела в кресле девица в купальнике, и ей было
тепло от инфракрасного обогревателя. Впрочем, возможно, что она согрелась
народным способом, а показывала для рекламы, что ей тепло от инфракрасных
лучей… Тут только спохватился, куда завели меня ассоциации. А началось все с
безобидной мысли: «Чем же отапливается храм?» По закону ассоциаций происходит большинство наших разговоров с
друзьями, родственниками и знакомыми. Посмотрим с этой точки зрения на
разговор двух соседей по даче. – Что-то давно тебя не видно? – Лежал в областной больнице, схватил где-то двустороннее воспаление
легких. – В областной?! И я лежал там же год назад с давлением. К нам еще
приходил священник из Яковлевской церкви, причащал и соборовал желающих. – А у меня теща ходит в церковь. Заставляет поститься по средам и
пятницам, но я пока не поддаюсь. Недавно внуков крестила. – А я крестился в Вологде, году, где-то в семидесятом. – Надо же, какое совпадение. Я там в это время служил в армии, в
войсках связи. Кстати, завтра день Защитника Отечества… Эти разговоры не имеют какой-то определенной цели и смысла, мы просто
общаемся, говорим друг другу что придет в голову по ходу разговора. Не
подозревая при этом, что разговор наш строится по закону непроизвольных
ассоциаций. Перебирая содержимое своей памяти, мы в то же время загружаем ее
массой совершенно ненужных нам сведений от собеседника. Человек не может ни вместить, ни использовать всей доступной ему
информации. Стало быть, не стоит и пытаться узнать как можно больше, тем
более что информация бывает и вредной. Нам следует умерять свою
информационную всеядность и слепое любопытство. Ненужный хлам, которым мы
наполним свою память, будет мешать запоминанию необходимого и появляться, по
закону ассоциаций, в виде отвлекающих мыслей и образов даже во время молитвы.
В качестве непроизвольных воспоминаний в нашем сознании зачастую появляются
когда-то слышанные нами пустые песенки и мелодии, по своей форме и содержанию
неуместные в душе православного христианина, предназначенной быть храмом Духа
Святого. Если мы, заметив появление ненужного воспоминания, тотчас вооружимся
Иисусовой молитвой, то легко отгоним его. Если же песенка нам понравится, и
мы немного подпоем, то она «прилипает», берет наш ум в плен, и от нее бывает
уже трудно освободиться. И вот что удивительно: Иисусову молитву читаешь
годами, и она никак не идет сама, а тут с полуоборота – и никак не
остановишь, пока не раскаешься и не помолишься. Как при этом не поверить в
существование врага спасения? Замечено, что в разговорах, которые не имеют какой-либо сознательной
цели, увлеченный человек всегда выйдет на свою излюбленную тему, с чего бы
разговор ни начался. Отсюда видно, что неосознанное движение мысли по
ассоциациям вовсе не случайно и управляется на самом деле страстями, и даже
бесами. Бывают, конечно, и добрые ассоциации, проистекающие от добродетелей.
В этом отношении дело обстоит так же, как и с помыслами: ассоциации бывают от
Бога, от диавола, от самого себя, полезные, вредные и безразличные к добру и
злу. Ассоциативное мышление важно в искусстве, так как любое его
произведение предполагает вызвать у зрителя или слушателя богатые ассоциации.
В искусстве особо ценится красота и совершенство формы, в то время как
духовное содержание художественного произведения критики и ценители часто
оставляют без внимания. Христианин же, заботящийся о своем спасении, обязан
смотреть в первую очередь на духовное содержание, т.к. в самой распрекрасной
художественной форме нам иногда преподносится содержание, под которым за
автора мог бы с готовностью расписаться обитатель преисподней. Подводим итог. Чтобы не замусоривать память и уменьшить нежелательные
ассоциации, нам следует, по возможности, сокращать внешние впечатления, и, в
первую очередь, не имеющие сознательной цели разговоры. Необходимо следить за
возникающими по всякому поводу ассоциациями и не спешить их сразу принимать и
озвучивать. Так же, как помыслы, чувства и желания, они подлежат нашей
внутренней цензуре. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|