Внимание
и ум во время богослужения
Как вы думаете, чем занят в течение двух часов богослужения ум
человека, едва начавшего ходить в храм, если он не знает славянского языка,
молитв, не читал Евангелие и не понимает значение происходящего? Сначала он
внимательно рассматривает и даже пересчитывает молящихся, певчих,
священнослужителей, иконы и всю обстановку храма, вслушивается в мелодии
церковных песнопений. Обдумывает ассоциации, которые в нем при этом
возникают. Отмечает знакомые слова, которые он когда-то раньше слышал:
«Господи помилуй», «Премудрость», «Паки и паки», «Иже херувимы», «Отче наш»,
«Аллилуйя». Но, наконец, все новое, незнакомое рассмотрено и пересчитано.
Пройдет еще полгода, новичок научится ставить свечки, правильно зажигать
лампадки, подходить под благословение и прикладываться к иконам. Что же ему
делать дальше?
Мы должны осознать, что приходим в храм предстать пред лицом Бога,
Который видит не только нашу наружность, но и мысли, и чувства, знает наше
прошлое и будущее. Конечно, Бог вездесущий, и всякий раз, обращаясь к Нему с
молитвой, мы предстаем пред лицом Божиим, но в храме это предстояние, а также
и общение с Богом, происходит особенным образом. Наблюдая за ходом
богослужения и, когда требуется, участвуя в нем, часть внимания мы
обязательно должны направить на то, что происходит внутри нас. Происходящее
внутри не менее важно, чем то, что делается снаружи.
Находясь в храме, мы должны наблюдать за чинопоследованием
молитвословий и священнодействий, по возможности запоминая, из каких частей
состоит богослужение, и какая часть за которой следует. Желательно размышлять
над их содержанием и символическим смыслом. Например, во время вечерни:
на 103 псалме – о сотворении мира,
на молитвах священника с обнаженной главой перед Царскими вратами – о
изгнании Адама из рая,
на входе с кадилом – о пришествии в мир Спасителя для просвещения и
спасения людей, о древнейшем христианском песнопении «Свете тихий», в котором
Тихим светом называется Сам Господь наш Иисус Христос,
на стихирах и тропаре – об истории праздника и о святых, чью память
мы в этот день совершаем,
на «Ныне отпущаеши» - о Симеоне Богоприимце и Сретении Господнем, и
т.д.
Можно также читать про себя Иисусову молитву или молитву мытаря,
просить о своих насущных нуждах, отмечать в уме мелодии гласов Октоиха,
вспоминать о важных событиях своей духовной жизни, размышлять о местах
Священного Писания, которые предлагаются нам при чтении Паримий, Псалтири,
Апостола и Евангелия. Одновременно с этим, если мы отвлеклись, необходимо
возвращать ум к богослужению, отгонять от себя плохие мысли и чувства,
которые лезут в голову даже в храме, терпеть усталость и болезни.
Удержать ум в нужном русле всю службу бывает трудно даже
подготовленному человеку. Иисусова молитва облегчает эту задачу. А для тех,
кто проводит много времени на богослужениях в храме, нет другого средства,
кроме Иисусовой молитвы, для поддержания правильного внутреннего состояния в
течение длинных служб. У некоторых духовных писателей сказано, что можно
читать Иисусову молитву и одновременно внимать богослужению. Но тут многое
зависит от личных способностей: некоторые люди могут удерживать вниманием
сразу несколько объектов, а некоторые – только один. Для последних Иисусова
молитва может служить своего рода безопасным пристанищем, из которого ум по
временам выходит для внимания песнопениям, Священному Писанию, порядку
богослужения. К молитве же Иисусовой он возвращается для отдыха и
восстановления правильного настроения после отвлечения на посторонние
предметы.
А теперь рассмотрим, чем не следует занимать свой ум во время
богослужения. Чаще всего это происходит потому, что мы не следим за собой,
или по неведению, или потому что не в силах устоять перед «нашествием
иноплеменников». Итак, за богослужением мы не должны, но постоянно делаем
это:
с любопытством рассматриваем молящихся, священнослужителей, певцов,
чтецов, лиц другого пола, или же с критикой и осуждением следим за их
внешностью и поведением, отмечая ошибки и недостатки,
ропщем на длинное богослужение, плохое пение и чтение, отсутствие
скамеек, тесноту, духоту, длинную очередь и т.д.,
стоим в сонном оцепенении без всяких чувств и мыслей,
решаем в уме семейные, бытовые, деловые и научные проблемы,
безцельно блуждаем мыслями по закону ассоциаций, с перебиранием
событий мирской жизни, воспоминанием знакомых, родственников, друзей и
врагов, во всем богатстве наших взаимных отношений,
фантазируем.
На движении мысли по закону ассоциаций и фантазировании остановимся
подробнее, так как с этим сталкивается каждый, желающий разобраться в своей
внутренней жизни.
|