Устав Церкви «Типикон» издревле допускает употребление вина на литии
и за праздничной трапезой. Из Евангелия мы знаем, что сам Господь благословил
вино на свадебном пиру в Кане Галилейской. Однако при этом следует иметь в
виду, что вино в древности весьма отличалось от того, которое продается
нынешнему покупателю в магазинах. Вино древнего Востока, о котором идет речь
в Типиконе и Патериках, по нашим меркам представляло из себя перебродивший
естественным образом виноградный сок крепостью 8-10%, к тому же изрядно
разбавленный водой. Ни сахар, ни спирт тогда еще не были известны. Небольшое
количество такого напитка, поданного к трапезе в жарких странах
Средиземноморья не столько пьянит, сколько бодрит и предупреждает
инфекционные болезни. Мы же подробнее остановимся на неразрывно связанном с
употреблением вина состоянии опьянения и его последствиях. Первая степень опьянения возникает после 1-3 рюмок и проявляет себя
приподнятым настроением, повышенной общительностью и трудоспособностью. Если
это случается изредка, то вредных последствий не оставляет. Об этой мере и
сказано у псалмопевца: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, ст.15). Здесь
бы и остановиться. Подводит человека желание находиться в таком состоянии
почаще, а еще лучше - постоянно, и попытки усилить его новыми порциями. За первой степенью опьянения следует вторая. При ней появляется
заторможенность ума, расстройство речи и координации движений, развязность
или, иначе, снижение нравственных барьеров и изменение обычных норм
поведения. Третья степень – сумеречное состояние сознания, когда тело почти
неуправляемо, а контроль рассудка над поведением утрачен. В этом состоянии
человек переступает черту, отделяющую человека от животных, и совершает
поступки самые нелепые и безобразные, которые сам зачастую позже не может
вспомнить и не верит, что он мог их совершить. Возвращение в нормальное
состояние происходит через тяжелое похмелье, свидетельствующее об общем
отравлении организма. Как мы уже говорили, в монастыре по благословению начальства
допускается употребление вина за праздничной трапезой, престарелыми и
больными братьями при некоторых болезнях, но, естественно, до первой степени
его действия. Никто, ни начальство, ни «Типикон» не благословляет нас,
братия, на вторую и третью степени опьянения даже на Пасху. Случается в монастырской жизни употребление вина и без благословения
начальства, «тайнообразующе»… Однако нет ничего тайного, что не становится,
со временем, явным. Учитывая горестное состояние современного человека, на
первую степень опьянения, если брат попадается в ней изредка и исповедует
свою немощь на Исповеди, начальство обычно смотрит снисходительно,
ограничиваясь замечаниями и увещаниями. Конечно, такой брат не может
рассчитывать на продвижение по должности или по иноческим званиям. Вторая степень
подлежит предупреждению и епитимии. Третья, если не сопровождалась
безобразиями и худыми последствиями для монастыря и братии, в первый раз -
большой епитимии, а при повторении – удалению из монастыря. Еще раз обратим
внимание, что тот, кто поймался на второй или третьей степени опьянения,
может сразу же оказаться с вещами за монастырской оградой. Служащие в Алтаре иереи, диаконы, иподиаконы и пономари нередко
считают своим долгом в конце литургии «запить» принятую святыню. Глядя на
старших, и весьма юные возрастом начинают подражать им. Несмотря на всю
почтенность этого обычая, много служителей Алтаря таким образом «спились».
Поэтому полезно запивать святыню, в том числе и Св. Дары, простым кипятком,
особенно для молодежи. Употребление вина в Алтаре должно быть строго
регламентировано, так как при безконтрольности соблазн становится не по силам
среднему монастырскому жителю. Потребление Св. Даров нельзя относить к
винопитию. Мне никогда не приходилось слышать чтобы кто-то впал в алкогольную
зависимость от потребления Св. Даров. Прошу у благочестивого читателя прощения за такое подробное освещение
данного вопроса. Вынужден это сделать потому, что люди, злоупотребляющие
винопитием, проявляют в этом вопросе удивительное непонимание, а жизнь
требует полной ясности. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|