Не будем затруднять себя определением, что такое дружба, так как все
имеют достаточное представление, что это такое. В книгах о монастырской жизни
часто подчеркивается недопустимость и опасность дружбы между новоначальными.
По этой причине у некоторых читателей, особенно из монашествующих, может сложиться
ошибочное мнение, что дружба вообще есть нечто греховное. Слово «друг», как
правило, употребляется в Священном Писании в хорошем смысле, например:
«Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Ин.11, 11). «Нет больше
той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои,
если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15, 13-14). Дружба связывала
между собой многих святых. Святитель Игнатий пишет в одном из своих писем:
«Дружба рабов Божиих есть истинное утешение для души, странствующей в этом
кратковременном и суетном мире, враждебном Богу»[1]. В дружбе есть некоторые закономерности. Она возникает обыкновенно
между людьми, близкими по душевному и духовному развитию, социальному
положению, возрасту, сходными по мировоззрению, правилам жизни, оценке
событий, способными на жертвенные поступки ради ближнего. Благочестивым
трезвенным христианам дружба полезна тем, что помогает им исправлять
недостатки, бороться с искушениями, поддерживать друг друга в трудное время
скорбей, одним словом - спасаться. Дружба же грешников, а чаще всего и новоначальных в монастыре,
выливается во взаимопомощь в удовлетворении страстей и худых привычек. В
результате такие «друзья» затрудняют один другому путь исправления и
«заражаются» друг от друга страстями. Такое общение не является дружбой, но
называется пристрастием и в монастыре подлежит расторжению. Настоящая дружба встречается на жизненном пути не часто. Чтобы
сосчитать друзей за всю жизнь, обычно хватает трех пальцев на руке. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|