Новоначальные часто смешивают равную
ко всем любовь, которая заповедана св. Отцами для желающих преуспеть
духовно, с равным ко всем отношением, о
котором св. Отцы тоже иногда упоминают. Эти две вещи - далеко не одно и то
же, хотя между ними имеется внутренняя связь. Именно равного ко всем
отношения неопытные монастырские жители ожидают, а иногда и с ропотом требуют
от монастырского начальства. Попытаемся рассмотреть, какова взаимосвязь равной
ко всем любви с равным ко всем отношением, возможно ли в действительности
равное ко всем отношение и, если возможно, то в каком смысле? Отношения между людьми можно разделить на общественные и личные. В
области общественных отношений люди
разнятся по иерархическому положению, возрасту, способностям, телесному и
душевному здоровью, что и служит причиной их неодинакового отношения друг к
другу. Да и невозможно относиться в прямом смысле одинаково к ребенку и
взрослому, инвалиду и здоровому человеку, к своему подчиненному и своему же
начальнику, к благочестивому человеку и служителю греха, к родителям,
духовнику, давнему другу и первому встречному. Уместным здесь было бы
равенство всех перед законом и честное исполнение своих общественных и
должностных обязанностей, не взирая на лица. Общественное неравенство,
являясь необходимостью, не служит, однако, препятствием для чувства любви к
людям. Апостол Павел говорит: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать -
подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь. Не
оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 7). Общественные отношения созданы не нами, мы участвуем в них большей
частью по необходимости и изменить их не в наших силах, даже если они нам не
нравятся. В области же личных отношений,
которые мы строим сами, исходя из симпатий, антипатий, полезности,
сострадания и других своих соображений и чувств, мы имеем больше свободы
поступать так, как сочтем нужным. Затруднительные для понимания высказывания
св. Отцов о равном ко всем отношении в первую очередь затрагивают именно
область личных отношений. Первичной и
главной добродетелью здесь является равная ко всем любовь, а её проявление во
вне достаточно условно названо равным отношением. Это далеко не одинаковое
отношение ко всем в прямом смысле слова. В монастыре равное отношение и
любовь выражается желанием всем спасения и личным содействием этому спасению.
Мы должны стремиться, по мере возможности, всем делать добро и не творить
другим того, чего не желаем себе, терпеть немощи друг друга, которые
допустимы в стенах обители. Святоотеческое правило о равной ко всем любви не
допускает заводить в монастыре с кем-либо особых отношений по пристрастию,
т.е. по действию греховных страстей. К пристрастным отношениям, в числе прочего, принято относить и дружбу
между новоначальными, которые еще не обрели правильного внутреннего
устроения, не научились различать действия страстей и противостоять им, и по
этой причине не способны к чистой дружбе. «Юные должны стремиться к тому, чтобы
всех любить одинаково, охраняясь, как от сети диавольской, от исключительной
любви к какому бы то ни было сверстнику или светскому знакомому. Такая любовь
в юных – не что иное, как не понимаемое ими пристрастие, решительно
отторгающее их от обязанностей их к Богу»[1].
Также не одобряется дружба между юношей и старцем, для них естественны
отношения «ученик – учитель». Однако, в области и личных и общественных отношений, при стремлении к
равной ко всем любви, считается уместным различать людей по добродетели, и
относиться к добродетельным людям лучше, чем к прочим. «Не должно настоятелю иметь на
лица зрения, ни одного любить более чем другого, разве найдет кого лучшим в
добрых делах и послушании»[2].
Так поступает и Бог – праведников любит, украшая их духовными дарами и
сохраняя как зеницу ока, а грешников лишь милует, хотя солнце и дождь равно
посылает тем и другим. И еще необходимо остеречься, как бы стремясь к равной ко всем любви и
отказываясь ради этого от любви к конкретным людям, не впасть в худшее состояние равной нелюбви
и безразличия ко всем людям, считая, что это и есть равная ко всем любовь. Подводя итог, можно сказать, что равное отношение ко всем в прямом
смысле невозможно, а равная ко всем духовная любовь, с некоторыми оговорками,
возможна. Однако равная любовь, как и прочие добродетели, – дело совести
каждого, и кажущийся или действительный недостаток ее в человеке не может
служить причиной претензий со стороны кого-либо, кроме духовника. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
[1] Свт. Игнатий.
ПСС, т.5, стр.20
[2] «Древние иноческие уставы». М, 1994. Устав прп. Венедикта, гл.2, стр. 596