Об этом грехе уже немало написано. В настоящей главе я постараюсь
затронуть те стороны, которые обычно упускают, касаясь данной темы. Осуждение относится к грехам, с коими мы боремся годами, и никак не
можем удержаться от их повторения. Рождается осуждение от гордости и
необоснованного принятия на себя роли судьи по отношению к ближнему.
Евангелие прямо запрещает осуждение: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,
1). Однако это запрещение не относится к судам, как необходимому
общественному институту, существовавшему при всех формах государственного
устройства, от ветхозаветного времени до настоящего. Евангельское запрещение
относится к области наших личных отношений
с ближними. Осуждение согрешившего надо отличать от видения греха, которое
необходимо в реальной жизни. Необходимо настолько, что нельзя отказываться от
него, даже если оно и не совсем чисто от осуждения. Видение греха необходимо
для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с ближними и не
участвовать в делах тьмы. Каким образом учитель, родитель или священник будут воспитывать и
исправлять своих подопечных, если не увидят их согрешений? Апостол Павел
пишет Титу: «Один стихотворец сказал: критяне всегда лжецы, злые звери,
утробы ленивые. Свидетельство сие справедливо. По сей причине обличай их
строго, дабы они были здравы в вере» (Тит. 1, 12-13). Итак, мы должны и видеть грех, и удерживаться от
осуждения грешника. Ключ к решению этого кажущегося противоречия
находится в нашем отношении к грешнику. Если мы гневаемся на него, горячимся,
желаем ему беды и вечной гибели, забывая в это время о своих собственных
грехах перед Богом и ощущая себя в этот момент как бы праведниками, – мы
осуждаем. Если же мы сожалеем о грехопадении ближнего, желаем ему вразумления
от Господа, исправления и спасения, то хотя бы мы даже наказали его (для
исправления согрешившего и ограждения ближних от соблазна и опасности), это –
не осуждение. Так поступали и Апостолы. Вспомним Ананию и Сапфиру из книги
Деяний, также и несчастного блудодея, которого ап. Павел предал сатане во
измождение плоти, чтобы дух его был спасен в день Господа нашего Иисуса
Христа (1Кор. 5, 5). Однако осуждение так подмешивается к правильному разсуждению о чужих
грехах, что его бывает трудно не только отделить, но и заметить. С замеченным
осуждением мы должны бороться, исповедовать этот грех, а в незамеченном
подозревать себя, зная, что полная чистота от осуждения свойственна лишь
святости, и, обычно, соединена с благодатной любовью к ближнему. Не имея же
святости, нельзя быть свободным и от осуждения. И совсем странно для
современного человека, делающего первые шаги в христианстве, пытаться вовсе
не видеть чужих грехов или считать всех без исключения людей ангелами,
каковые состояния приводятся в житиях древних св. пустынников как
удивительные достижения человеческого духа. Какими же средствами мы можем практически бороться с проявлениями в
себе осуждения? Прежде всего, надо взять себе за правило не говорить и не
думать плохо о незнакомых людях, до которых нам нет никакого дела, с которыми
наша жизнь никак не пересекается. Типичная ситуация: знакомые, осуждая
кого-то в нашем присутствии, приглашают нас принять участие в осуждении, и
никак не могут успокоиться, пока мы с ними не согласимся. И мы, желая угодить
им, говорим: «Да-да! Порядочные люди так не поступают!» Надо заранее приготовиться к правильному поведению в этой ситуации,
подумать какими словами и мыслями мы будем отстранять от себя грех осуждения.
Такого рода словами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, могут быть:
«ну что ж? Кто в грехе, тот и в ответе», «и я тоже грешник», «да, всем нам
придется отвечать за свои дела», «он согрешил сегодня, а мы согрешим завтра».
Гораздо труднее воздержаться от осуждения тех людей, с которыми нас
сталкивают жизненные обстоятельства дома, в транспорте, в учреждениях, в
магазинах, просто на улице. В этом случае полезно проконтролировать себя,
желаем ли мы согрешившему вразумления от Господа, исправления и спасения, и,
если нет, – то пожелать ему этого в форме краткой молитвы. Вспомнить тяжкие
грехи из своей жизни, что сразу охлаждает пыл осуждения. Воспринимать
поступки ближних, как действие Промысла Божьего и как лекарство от нашей
гордости. Помнить о духовном законе, согласно которому Бог попускает
осуждающему впасть в тот же грех, за который он осуждает ближнего, особенно,
если согрешивший был искушаем сверх силы или уже покаялся в своем проступке. Прибавим к сказанному, что человек, находящийся в покаянном
настроении и занятый переживанием своей греховности, не имеет желания
подмечать и разбирать чужие грехи. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|