Гордость – начальница всех страстей, которая питает и поддерживает
прочие страсти, являясь их надежной опорой. Именно гордость была причиной
падения херувима, поэтому самые могущественные бесы являются носителями
гордости. Из их числа – бесы богохульства, безбожия, ересей. Неуемная
гордость привела сатану к самообожествлению, а он прельстил ею Еву и Адама:
«Будете как боги». Вслед за своими прародителями этой страстью прельщаются и
все их потомки: гордость в самой своей основе есть самообожествление.
Некоторые древние правители, не встречая естественных преград своей гордыне,
прямо требовали воздавать себе божественные почести. Мистические учения Востока (индуизм, различные виды йоги) считают
человека единосущным с Богом и пытаются раскрыть в себе Божество, слиться с
ним в единое целое, повторяя: «Я – Атман, я – Брахман». Развивая в себе
высшую степень гордости - самообожествление, они нашли самый короткий путь к
общению с падшими ангелами. В христианстве же человек приобщается к Божественной Жизни через Сына
Божия Иисуса Христа. Называя Бога своим Отцом, христианин в то же время
продолжает считать себя творением Божиим, поэтому чужд самообожествления.
Слова псалмопевца Давида: «Аз рех бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс.81, 6)
также означают сыновство по Благодати, а не по естеству. Гордость, как никакая другая страсть, многообразна в своих
проявлениях. Первыми производными от нее являются эгоизм, болезненное
самолюбие, высокая самооценка. Скажем немного о каждой из них. Эгоизм или эгоцентризм – мировоззрение со своим «я» в центре, вокруг
которого все должно вращаться и служить ему. Такой взгляд на вещи порождает и
соответственное жизненное правило: кроме себя и своих интересов, обычно
грубых, материальных и безнравственных, на всё и на всех - дунуть и плюнуть. Самолюбие – очень болезненная и чувствительная любовь к самому себе.
Оно не терпит не только прямых оскорблений, но и малейших намеков на
неуважение, и подозревает его в тоне, словах и поведении окружающих.
Обнаружив «состав преступления», самолюбие далее передает дело гневу или
обиде. Самоцен или высокую самооценку ещё можно назвать самомнением. Самоцен
порождает чувство превосходства над другими, мнение, что я – нечто важное
перед Богом и людьми. Конечно, человек венец творения, и душа человеческая
дорога в глазах Божиих, но пусть эту цену и даст ей Бог, а не мы сами. Нам же
полезно считать себя хуже не только людей, но даже и скотов, которые не
согрешают и страдают по вине человека. Однако мы не можем вдруг придти в
такое высокое духовное состояние, поэтому начинать надо с доступного. Будем
считать себя не лучше других, а такими же, как и все люди. Для большинства и
это будет трудно. Еще можно как-то понять самомнение человека, занимающего высокое
общественное положение, но откуда берется болезненное самолюбие и высокий
самоцен в бездомных странниках, обитателях трущоб и мест лишения свободы?!
Казалось бы, физически, психически и социально неполноценных людей само их
бедственное положение должно располагать к смирению, но среди этих отверженных
людей самомнение встречается ещё и чаще. Это говорит о духовной, а не
социальной природе указанной болезни. Никак не следует по жалкому внешнему
виду просящихся в обитель предполагать в них естественное смирение, нужно
внимательно рассматривать их внутреннее содержание. Смирение, конечно,
драгоценно и в рубище. Но приобретается оно всегда целенаправленным трудом, и
встречается редко в любом сословии. Гордость же, она и в лохмотьях гордость. Современная психология утверждает, что человек с низкой самооценкой
обречен быть постоянным неудачником, так как с ней неразрывно связаны
нерешительность, неуверенность, пассивность. Однако смиренный христианин
соединяет в себе, казалось бы, несоединимое – невысокую самооценку с активной
жизненной позицией, имея опорой не свои силы, а веру в Господа. Он говорит
вслед за апостолом Павлом: «Хотя сам я и ничто, но все могу в укрепляющем
меня Иисусе Христе», – и в этом уповании находит решимость, дерзновение и
упорство для преодоления трудностей и решения стоящих перед ним жизненных
задач. Смирение – добродетель, противоположная гордости. Как падение твари
произошло через гордость, так и ее спасение совершается через смирение. В
Заповедях Блаженств смирение поставлено первым, и именуется «нищетою
духовною». Духовная нищета требует все хорошее в себе приписывать Богу и
считать себя грешником. В монастырской жизни гордость проявляет себя непослушанием,
нетерпением, эгоизмом, спорливостью, хвастливостью, ропотом на начальство,
притеснением новоначальных, непрошенным учительством, навязыванием своих
порядков на новом месте и в чужом коллективе, соперничеством, борьбой за
лидерство, требованием пострига и рукоположения. Если человек не хочет замечать своей болезни, не исповедует ее и не
исправляется, развитие гордости на определенном этапе приводит к состоянию
прелести, и исправление становится уже невозможным собственными силами.
Причем развитию гордости не мешают подвиги внешнего благочестия и даже
молитвы, если они не соединены со смирением. О прелести и ее видах достаточно
полно написано у свт. Игнатия в первом томе его сочинений. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|