«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28), –
заповедал Бог первым людям. Брак и супружеская жизнь, освященные Церковью,
грехом не являются. Блудные грехи есть извращение установленных и
благословенных Богом отношений между мужчиной и женщиной. Достаточно полно
грехи эти перечислены в Библии (Левит, 18 и 20) и в толкованиях седьмой
Заповеди у разных авторов, поэтому не будем на этом задерживаться. Слова Божии «плодитесь и размножайтесь» глубоко вошли в естество
человека, и проявляют себя как инстинкт продолжения рода. На нем и
паразитирует блудная страсть, беспокоя человека с отрочества и до самой
смерти. Даже когда тело уже увядает от старости и болезней, она «достает»
человека помыслами, чувствами, сновидениями и беззаконными желаниями. И у
монаха борьба с блудным бесом продолжается до конца земной жизни. Обет
безбрачия не избавляет его от внешних и внутренних искушений сей страсти,
скорее наоборот, они усиливаются. От чего бывали блудные искушения с древними монахами? В Патериках,
повествующих об их жизни, говорится о некоторых причинах подобных искушений.
Это чревоугодие, винопитие, многоспание, выходы из монастыря, принятие
блудных помыслов. Для современных подвижников этот список требуется значительно
расширить. К указанным выше причинам прибавились сомнительные шутки и
анекдоты, кинофильмы, неразборчивое чтение светских книг, газет и журналов,
последствия прежней распущенной жизни и неисповеданность в блудных грехах,
свободное общение с противоположным полом, смотрение безстыдных изображений,
которые заполнили все пространство вокруг нас, от экрана телевизора и оберток
на товарах до шокирующих летних нарядов на улице. Блудные помыслы и даже блудная брань нередко берут начало от взаимных
телесных прикосновений, поэтому Отцами монашества строго указывалось хранить
осязание «до такой степени, что отнюдь не брать брата за руку»[1] (См. об этом же в «Правилах общежития»,
28). Воспитанному человеку полезно знать
также о существовании «личного пространства», вторжение в которое без
веской причины или согласия воспринимается личностью как агрессия. В разных
культурах она различна: от Про святых часто пишут, что они были чисты душою и телом. Под
телесной чистотой в этом случае имеется в виду чистота не от грязи
вещественной, а от грехов, совершаемых телом, и в первую очередь - от грехов
блудных. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|