Питание – важнейшая сторона человеческой жизни. В монастырях оно
освящается молитвой и чтением св. Отцов, и совершается в монастырской
трапезной, которую иногда устраивают в притворе храма. Трапезу даже называют
продолжением богослужения. Кушать мы должны воздержно, не более того, сколько
требуется для поддержания телесного здоровья и исполнения возложенных на нас
обязанностей. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», - просим мы в молитве
Господней, считая получение необходимого для жизни делом Промысла Божия.
Грехи, связанные с питанием тела, относятся к страсти чревоугодия. Рассмотрим
их. Объядение, обжорство – пресыщение до тяжести в утробе, затрудненного
дыхания и плохого самочувствия. «Страдание безсонницею, и холера, и резь в
животе бывают у человека ненасытного»,- говорит Писание (Сирах. 31, 23). Лакомство, называемое также гортаннобесием – это услаждение не
количеством, а вкусом пищи, и усиленные заботы о приобретении и приготовлении
пищи изысканной и вкусной. Безвременное ядение – прием пищи в неустановленное распорядком время.
В церковной среде не принято также есть ночью и утром перед Литургией, кроме
исключительных случаев и болезни. Тайноядение – прием пищи украдкой, тайком от других. Употребление табака, алкоголя сверх меры, наркотиков. Привыкание к
ним до зависимости. Нарушение постов, установленных Церковью. Хотя посты касаются в
первую очередь тела, они имеют духовные цели: напоминают о самой первой
Божьей заповеди, нарушенной Адамом в раю, помогают бороться со страстями,
оживляют жизнь духа, укрепляют волю христианина в послушании Богу и Церкви.
Подобно древнему монашеству, в настоящее время афонские и российские монахи
исключают из пищи мясо. Надобно заметить, что вследствие этого через
несколько лет снижается содержание гемоглобина в крови. В этом нет ничего
страшного: организм к этому привыкает и обычно в лечении не нуждается.
Некоторые усердные постники из новоначальных пытаются исключить из питания
также рыбу и молоко. Это им удается обычно в течение первых пяти лет, пока организм
имеет внутренние запасы, а затем все-таки приходится вернуться к употреблению
рыбы или молока в непостные дни. Сейчас в монастырях люди со здоровым
желудком встречаются редко, у большинства -- гастриты, язвы желудка и
двенадцатиперстной, нездоровая печень или поджелудочная железа, диабет.
Больным насельникам в посты, по благословению духовника и монастырского
начальства, допускаются различные послабления, особенно если начинаются боли
и головокружение. Лучше ослабить пост, насколько этого требует болезнь, чем
слечь в постель и оставить послушание, которое придется нести другим, или
попасть во время поста в больницу, где подвижник лишится богослужения и
вынужден будет есть все, что дадут. А может остаться и без Пасхальной службы. Необходимо сказать несколько слов о современном голодании и
вегетарианстве. Эти явления – не христианские по своим целям. Они не имеют
свидетельств о своей богоугодности в Священном Писании и
пропагандируются обычно
нехристианскими авторами. Вегетарианцам можно указать на то, что Иисус Христос и Апостолы ели
рыбу, а «голодарям» – на слова молитвы «хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11, 2), и на
указание египетских св. Отцов, что для духовной жизни лучше всего есть один
раз в день не досыта. Сорокадневные же посты Господа и духоносных отцов
правильнее считать свидетельством их святости, а не путем к ней. Примеры из
жизни говорят о том же. Мне встречались люди, голодавшие до 30 – 40 дней. Все
они имели большие проблемы со смирением, которое является фундаментом христианской
духовности. Не все в порядке у таких людей и с пониманием православного
вероучения, по многим вопросам которого они придерживаются своих мнений. Во
время длительного голодания человек находится в особом внутреннем состоянии и
неадекватно реагирует на окружающее. Он не способен должным образом исполнять
порученные послушания и ведет себя чаще всего необычно, даже если сам и
утверждает, что у него все в порядке. Поэтому без благословения многодневное
голодание в монастыре недопустимо. Кто голодает без благословения, считая это
своим личным делом, или с возмущением защищает свое право на голодание, в
ультимативной форме требуя, чтобы его благословили, тот, как показывает
практика, непригоден к монастырской жизни. Во всяком случае, голодание более
трех дней -- занятие не для новоначальных. Большой подвиг – удержаться от чревоугодия за праздничным столом,
когда на нас действует не только внутреннее искушение, но и окружающие
считают своим долгом следить за нашей тарелкой и рюмкой. Они решительно
пресекают все наши попытки есть и пить умеренно, и даже считают наше
поведение неприличным. Кто смог устоять, не испортив в то же время
праздничного настроения ближних и добрых отношений с ними, да возблагодарит
Бога, а остальным оставлено покаяние. Да радуется тот, кто имеет возможность
встречать праздники в скромной обстановке, перенося центр тяжести
праздничного торжества на богослужение и Причащение. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|