Кошки Они являются непременными обитателями современных монастырей. Их
можно увидеть на территории, в трапезной, в покоях настоятелей и кельях
насельников. Что же заставляет человека завести кота? Обычно говорят, что он
ловит мышей, но на самом деле мышей он чаще всего не ловит, с этим делом
гораздо лучше справляется мышеловка. Привлекателен кот другим: его можно
погладить, вид его успокаивает, когда мы в раздражении и плохом настроении, за
ним интересно наблюдать, с ним можно поиграть, его можно наказать и
побранить, он нуждается в нашей заботе, трется о наши ноги, довольно
мурлычет, забирается на кровать, с ним в келье как-то уютнее и не так
одиноко. Все это и есть душевная пища, которой нам в монастыре так не
хватает. Душевный голод есть та неосознаваемая нами сила, безотчетный позыв
завести домашнее животное. Иногда к этому примешивается жалость, когда мы
видим тварь Божию на пороге своего жилища в безпомощном положении. Но необходимо напомнить и о трудностях, которые доставляет это
ласковое домашнее животное своему хозяину. Кот не имеет благоговения к
святыне, которая всегда есть в келье монастырского жителя, и может
распорядиться ею по-своему. Мне известен случай, когда кот вырвал страницу из
раскрытого Евангелия и растерзал ее на мелкие кусочки, другой нагадил за
аналоем в святом углу, а однажды кота, запущенного в храм для ловли мышей,
нашли лежащим на жертвеннике. Нередко кошки опрокидывают иконы, грызут
просфоры. При исполнении келейного правила кот непременно подойдет и будет
мешать, поэтому на время молитвы его приходится куда-то запирать или
выставлять из кельи. Он болеет, у него бывают блохи, которые распространяются
по комнате, глисты, лишаи, клещи, раны от схваток с другими котами, старость.
Его надо лечить, иногда в ветеринарной клиннике. Ест он неаккуратно,
обязательно вытащит свою трапезу из тарелки и оставит на полу остатки пищи.
Он линяет, оставляя повсюду шерсть, его надо вычесывать и иногда купать. Для
него придется поставить и ящик с песком. Являясь мелким хищником, кот
питается, в основном, пищей животного происхождения: рыбой, мясом, молочными
продуктами, что насельнику монастыря трудно достать в посты, когда все
подобное исчезает из монастырской трапезной. Приходится во время постов
специально, кота ради, ходить в магазин, искать холодильник для хранения
покупок. Не верьте, когда вам говорят, что кота можно приучить питаться
кашей, картошкой и солеными огурцами - это является лишь подкормкой, а не
основной его пищей. Если же у вас не кот, а кошка, возникает еще одна
проблема: что делать с котятами? Принимая на жительство кота, мы принимаем на себя обязательства и
ответственность за животное перед своей совестью. Если оно нам надоест или
станет в тягость, совесть не даст нам просто выгнать его на улицу. Мы должны
будем его куда-то устраивать, что тоже не просто. Практически все
котовладельцы устраивают конфликты в братской трапезной, пытаясь унести для
своих любимцев то, что предназначено для
людей, раздражают поваров, требуя от них не выбрасывать, а откладывать
то, что им нужно. Подводя итог, можно сказать, что насельнику общежительного монастыря,
особенно новоначальному, держать кота в келье не следует. Это требует слишком
много забот, времени и внимания, некоторых денежных средств и даже выходов из
монастыря, служит источником кофликтов с другими насельниками. С
благословения наместника кот может жить при трапезной, при игуменском доме
или на скотном дворе. В этом случае надо назначить конкретного человека для
ухода за ним. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|