Страшные ссоры часто начинаются с какой-нибудь мелочи, так что
потом трудно даже определить, с чего
именно она началась. Таким пустяком, малозаметным началом служат обычно
насмешки, намеки, «шпильки», которыми собеседники уязвляют друг друга. Первые
шутки выглядят безобидно, однако никто
не хочет остаться в долгу и постепенно усиливает ответные выпады. Наконец,
один из уколов попадает оппоненту в больное место, и – началось… Кто же виноват: тот кто «взорвался», или
тот, кто нанес укол? Или же тот, кто первый пошутил? Обычно судят того, кто
«взорвался». Постороннему наблюдателю кажется, что можно было бы и потерпеть.
А как будет по суду Божьему? - Не
знаю. Слова, произнесенные нами, кроме смыслового значения имеют еще
чувственную окраску, которую в разговорном языке называют тоном или
интонацией. То, как слово сказано зачастую бывает даже более важно, чем само
слово. Всем известно выражение «разговор на повышенных тонах», и обыкновенно
людям не нравится, когда с ними общаются в подобной манере, так как этим
выражается гнев, раздражение, неудовольствие на собеседника. Даже не обидные
по смысловому содержанию слова, сказанные повышенным тоном, тотчас вызывают у
неподготовленного человека ответную зеркальную реакцию, настолько чувства заразительны.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что невнимание к своим чувствам и
несдержанность в их проявлении служат главной причиной наших ссор с ближними. Вызывают негативную ответную реакцию такие «тоны», как приказной,
насмешливый, угрожающий, высокомерный, пренебрежительный, поучительный,
обличительный, обиженный, хвастливый, развязный, подчеркнуто неуважительный,
безстыдный, злорадный и проч. Частая ошибка и причина неудач в делах –
необоснованное применение требовательной интонации вместо просительной. В употреблении подобных «тонов», как в проявлении нечистоты
сердечной, следует приносить покаяние на Исповеди, особенно если они
послужили причиной нарушения мира с ближними. Правильными тонами, которыми следует пользоваться при общении,
являются: деловой, спокойный, мирный, доброжелательный, просительный. Тон
учительный, приказной, требовательный, укоризненный, а в некоторых случаях и
возмущенный, допустимы при общении старших с подчиненными, учителей с
учениками, родителей с детьми, однако и тут соблюдение меры будет не лишним. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|