Теперь пришло время сказать о другом общем законе духовной жизни, а
именно о трех ее периодах. Прообразовательно они соответствуют трем временным
отрезкам странствования ветхозаветного израильского народа к земле
обетованной: исшествию из Египта, скитанию по пустыне, входу в страну
обетования. Итак, первый период духовной жизни – период призывающей благодати
Божией. Он начинается с сознательного обращения человека от неверия к
вере. Уверовавший получает обильнейшую Благодать Божию: ему легко выстаивать
длительные богослужения и молиться дома, соблюдать посты, он не может всем
этим насытиться. Его часто посещают умиление и духовная радость. Священные
книги вызывают у него восторг и желание подражать святым угодникам Божиим. В
согрешениях он горячо кается, в поступках - слушается своей совести. Меняется
его мировоззрение: взгляды, понятия, отношение к событиям, поведение.
Одновременно с большими внутренними переменами перестраивается внешняя жизнь:
изменяются отношения с родственниками, круг знакомых (вместо прежних
появляются новые), зачастую приходится поменять место работы и место
жительства. Для всего этого нужны силы и содействие Божие, и они человеку
щедро даются. Если он не был крещен в младенчестве, то осознанно принимает
Крещение. Отрыв его от прежней греховной жизни подобен исшествию Израиля из
Египта, сопровождавшегося многими чудесами и божественной помощью. Переход же
через Чермное море и потопление фараона подобны Крещению, при котором человек
освобождается от рабского подчинения духовному фараону – диаволу. В этом
заключается существенное отличие человека некрещеного от крещеного: первый
находится в рабской зависимости от диавола и не может сопротивляться ему,
второй же, если захочет – то может с Божией помощью. Теперь мы в состоянии ответить на вопрос, для чего же дается человеку
призывающая благодать Божия? Для отрыва от прежней греховной жизни,
перестройки внутреннего мира, укрепления веры, приобретения благочестивых
навыков к молитве, постам, посещению храма, для получения опыта непрелестного
благодатного внутреннего состояния, о котором он потом будет вспоминать и к
которому будет стремиться. Призывающая Благодать дается новоначальному
христианину не по заслугам, а даром, на короткое время, обычно около трех
лет. Надо дорожить этим временем и успеть выполнить то, для чего призывающая
Благодать предназначена. Общая ошибка новоначальных заключается в мысли, что призывающая
Благодать будет всю жизнь их постоянной спутницей. И они планируют свое
будущее с учетом этого обстоятельства: мечтают оставить мир, уйти в
монастырь, в лес, в пустыню, в горы, чтобы там предаться одному только
богоугождению. Но по прошествии времени они вдруг чувствуют в себе странную
перемену: горение духа сменяется охлаждением, молиться, поститься и ходить в
храм – не хочется, частыми гостями души становятся мысли и чувства гнева,
блуда, уныния, маловерия. Человек начинает метаться, искать причину
происходящего, хочет вернуть утраченное. Иногда, и даже зачастую, эта
неприятная перемена застает его уже в монастыре, и тогда он думает поправить
дело сменой монастыря или возвращением в мир. Возможно, одна из причин
трехлетнего искуса перед принятием монашества связана с тем, что человек
должен пережить оставление призывающей Благодати, и тогда уже основательнее
выбрать жизненный путь. Оставлением призывающей Благодати начинается второй период духовной
жизни – несение Креста своего. Кто понимает это и правильно
воспользовался первым периодом своей духовной жизни, те вступают во второй
подготовленными, без смущения и страха. Те же, кто провел его без пользы, не
понимая происходящего с ними, быстро теряют свою духовность, перестают
посещать храм, их интерес к спасению исчезает и они втягиваются в русло
прежней мирской жизни. В Священном Писании образ второго периода духовной жизни мы видим в
сорокалетнем странствовании израильского народа по пустыне. Подобно оазисам и
колодцам, посылает Господь христианину утешение и помощь, подобно манне
питает его Святыми Дарами в Таинстве Причащения, избавляет от ядовитых
угрызений древнего змия изображением Креста. Все, кто вышел из Египта,
оказались недостойными земли обетованной и умерли в пустыне. В землю обетованную
вошли уже новые люди, родившиеся в странствии. Так и ветхий наш человек во
второй период духовной жизни должен умереть, а новый, евангельский, окрепнуть
и подойти к границе земли обетованной. В этот период христианин своей жизнью
исполняет слова Апостолов: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие
Божие» (Деян.14, 22). Второй период духовной жизни продолжается несколько
десятков лет, и чаще всего в землю обетованную христианин вступает уже после
смерти. Возникает вопрос: «Неужели второй период духовной жизни совсем
безблагодатный? Каким же образом пребывает с нами Благодать Святого Духа,
полученная в таинстве Крещения?» Она, конечно, остается с нами, но неявно, а
подобно светильнику, горящему под спудом. Без помощи Благодати мы не смогли
бы ни веровать, ни молиться, ни преодолевать искушения. Духовная жизнь
христианина в окружающем его греховном мире держится только на Благодати
Божией и является настоящим чудом. Если в нас есть духовная жизнь – значит
есть и Благодать, которая ее невидимо поддерживает. Но некоторые из христиан еще в земной своей жизни сподобляются
вкусить начатки будущих благ. Укрепляясь и постепенно возрастая во втором
периоде духовной жизни, Благодать, наконец, «прорастает» наружу, и становится
очевидной для самого духоносца и для всех окружающих. Здесь начинается третий период духовной жизни – возвращение благодати Божией,
которую христианин ощущал в период своего призвания, но в еще более сильной
степени. Этого сподобились святые, многие из которых канонизированы Церковью. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|