Что поддерживает и удерживает насельника в монастыре? Благословение духовника на пребывание именно в этом монастыре. Общение с духовником и его советы. Исполнение келейного правила и посещение храмового богослужения. Регулярные Исповедь и Причащение. Мощи святых, чудотворные иконы, источники. Чтение святоотеческой литературы соответственно своему уровню, что
возможно при наличии монастырской библиотеки. Подвиг ради Христа. Душа христианина хочет этого подвига и утешается
им в тайне сердца. Человек не всегда это осознает и наружно стремится к
комфорту и покою. Но когда он преодолеет все трудности на пути к приобретению
комфорта, то почувствует, что потерял что-то важное. Приходилось слышать от
насельников и насельниц монастырей такое: «Раньше мы жили на развалинах, в
храме ничего не было: ни иконостаса, ни подсвечников, ни ковров. Для свечек
были ящики с песком, для отопления – печь-буржуйка, на стенах висели бумажные
иконы. Но как мы себя чувствовали! Как молились! А теперь у нас все есть,
даже роскошь, а в душе – пустота, уныние, раздражение…» Память о цели прихода в монастырь. Тому, кто неправильно себя ведет,
напоминают: «Вспомни, зачем ты сюда пришел». Благоприятный внутренний климат, добрые отношения между братиями.
Несколько единодушных братий (или хотя бы один!), с которыми возможно
удовлетворительное общение. Принятие пострига с обещанием пребывать в данной обители, после чего
самовольный уход воспринимается как нарушение обета. Страх наказания Божьего. Из того, что будет сказано ниже, не все заслуживает одобрения, но,
тем не менее, имеет значение в реальной жизни для удержания человека в
монастыре. Мысль о том, что на новом месте придется начинать все сначала –
приобретать статус, «врастать» в новый коллектив. Постановление Свящ. Синода не принимать в монастыри беглецов в
постриге, но только при отпускной бумаге с прежнего места, или же через
официальный перевод. Бытовые удобства. Обещание пострига, рукоположения. Хотя в пятом томе Добротолюбия, в слове
старца Симеона Благоговейного, рекомендуется в некоторых случаях пользоваться
этим средством, на практике оно себя не оправдывает. У человека, ревность и
благочестие которого поддерживались обещанием пострига или рукоположения,
после получения ожидаемого наступает охлаждение, и он, к удивлению всех, на
глазах портится. Если же обещанное не исполняется или задерживается, он
начинает роптать, возмущается обманом, разочаровывается в начальстве, в
современном монашестве и даже в Церкви. Поэтому, на мой взгляд, не следует
пользоваться таким опасным средством. Св. Отцы строго указывают подвизающимся
возлагать свое продвижение по монашеской и иерархической лестнице не на свои
хлопоты, а на Волю Божию и усмотрение начальства. В утешение же добавлю, что
при великой настоящей нужде нашей Церкви в
хороших монахах и иеромонахах, все достойные по своим нравственным
качествам получат монашество, а способные к священнослужению, не имеющие
канонических препятствий, после получения духовного образования, сподобятся
рукоположения. Потрудитесь сделать себя достойными – и желаемое само придет к
вам. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|