Насельника монастыря здесь встречают трудности, о которых он и не
думал, когда собирался в монастырь. А если он и слышал о них, то при взгляде
со стороны эти препятствия казались ему легко преодолимыми. Только через 2-3
года он поймет, что они подобны подводным скалам, которые угрожают гибелью
его хрупкой лодочке. Вот эти трудности: Необходимость перемены понятий, стереотипов поведения, приобретенных
в мирской жизни. Разрушение собственных иллюзий о монастырской жизни, нажитых ранее. Замкнутый коллектив, недостаток общения, новых людей, особенно в
малых монастырях. Одиночество. Нередко вокруг нет ни одного человека, с
которым возможно удовлетворительное душевное общение. Общение является одной
из главных душевных потребностей человека. Обходиться совсем без него могут
лишь те, кто достиг общения с горним миром. Однообразие, монотонность внешней жизни, недостаток перемен, новых
событий, информационный голод. Монастырской жизни свойственна статичность
внешней жизни, за исключением некоторых послушаний, касающихся связей
монастыря с внешним миром, и динамика во внутренней жизни. Поэтому тем, кто
не привык жить внутренней жизнью, после ознакомительного периода, когда новые
впечатления заканчиваются, пребывать в монастыре далее становится очень
трудно. Ограничение свободы: в одежде, в питании, в передвижении, в чтении, в
темах разговоров, в выборе слов, в поведении, в роде занятий и в общении с
людьми. Ранний подъем, долгие богослужения. Ранний подъем – камень
преткновения для всех братий. Обойтись одной силой воли тут невозможно –
необходим режим дня и выработка привычки. Ранний подъем связан со
своевременным отходом ко сну, что тоже дается нелегко, даже в монастырях. Нестроения в отношениях между насельниками монастыря. Недовольство укладом жизни в своем монастыре, например, перегрузкой
трудовыми послушаниями, посещениями туристов, составом братии, пребыванием на
территории обители нерасселенных мирских людей и светских организаций, и т.
д. Недостаток примеров для подражания. Плохие примеры тех, кто давно
находится в монастыре. Рассказы «шатунов» о том, что в других монастырях намного лучше, чем
здесь, или, напротив, о всех непотребствах, которые они где-то видели и о
которых слышали, к тому же в весьма приукрашенном виде. Отсутствие в монастыре удовлетворительного для себя духовного
руководства. Предсказуемость, «прозрачность» будущей жизни, пресечение собственных
планов на будущее. Составление таких перспективных планов, оказывается,
занимает важное место во внутренней жизни человека, и исчезновение их
воспринимается весьма болезненно. Чтобы преодолеть это затруднение,
необходимо положиться в устроении внешней жизни на Промысл Божий, а цели и
планы иметь в направлении внутреннего совершенствования. Если новоначальные удаляются из монастыря за несоблюдение правил
общежития, то перечисленные трудности служат причиной ухода или перемены места
для братий, уже несколько лет проведших в обители. Внутренний кризис по названным поводам наступает года через 2-3 после
поступления в монастырь, и является одной из причин трехлетнего искуса перед
монашеским постригом. Такой кризис бывает разной глубины и силы: от рядового
искушения, которое просто надо перетерпеть, до внутреннего осознанания
ошибочности своего выбора и решения вернуться к жизни в миру. Обычно, осознав
всю серьезность своих сомнений, послушник начинает метаться от духовника к
духовнику, спрашивать, не лучше ли ему вернуться в мир. Он рассказывает им о
своих внешних трудностях, не умея при этом внятно объяснить того, что
происходит в его душе. Духовник же на основании его слов не может
разобраться, что это: искушение или глубинная переоценка ценностей, – и
обычно советует оставаться в монастыре до тех пор, пока ситуация не
прояснится. Опытный наставник, конечно же, посоветует до выяснения вопроса не
принимать никаких постригов и пребывать в звании послушника. Оно бы и хорошо.
Но вот беда: монастырское начальство сильно понуждает насельников после двух
лет послушания к постригам в видах пользы монастыря, и долго отказываться им
бывает трудно. Мое мнение таково: давлению не поддаваться, постриг не
принимать, пока не придет осознанное и неколеблемое решение посвятить свою
жизнь монашеству. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|