Читая святоотеческие книги о монашеском делании, мы встречаем такое
понятие как «откровение помыслов». Оно заключается в том, что ученик ежедневно,
а если есть причины, то и чаще, открывает учителю духовной жизни все свои
помыслы, как греховные, так и те, которые кажутся ему благочестивыми. Какая
же польза ожидается от такого делания? Это -- самый короткий путь к обретению
правильного внутреннего устроения и надежный способ избежать бесовских
козней, которых новоначальный не понимает. Для достижения указанных целей необходимы советы наставника, имеющего
правильное внутреннее устроение, знакомого с этапностью обучения, общими и
индивидуальными трудностями новоначальных, а также разумеющего бесовские
козни. При этом не обязательно, чтобы он имел священный сан, хотя это
желательно. Наставник, имеющий священный сан, может сразу и отпустить грехи,
а не имеющий сана должен отправлять подопечного за разрешением грехов к
другому, священнику. Со стороны же обучающегося необходимо полное доверие к
наставнику, и труд над своим исправлением согласно его указаниям. В наши дни
редко встречаются как наставник, знающий дело, так и послушник, имеющий к
нему необходимое доверие и способный исправляться. Во что же выливается желание непременно приобщиться к сему деланию
без наличия указанных условий? Послушник выговаривает наставнику все, что
приходит ему в голову, чувствуя облегчение от ответственности за свое духовное
состояние, которая теперь, как он думает, лежит на наставнике, а последний
молча выслушивает его, не зная, что делать со всем услышанным и не помышляя
принимать на себя таковую ответственность. Некоторое время обоих это
устраивает, и они утешаются мыслью: «Вот и мы сподобились сего великого
делания». Но наконец наставник решает, что пора ему уже приступить к
назиданию. Здесь-то и обнаруживается его некомпетентность: ученик
запутывается в его советах и жизненных обстоятельствах, как муха в паутине, и
теряет доверие к наставнику. Заканчивается все, как правило, большим
искушением и уходом от наставника. Иной раз послушник использует откровение помыслов как возможность
покритиковать порядки в монастыре, осудить насельников и даже самого
наставника, вместо покаяния во всем этом. Или же бывает так: послушник без
утайки открывает духовнику все свои грехи и помыслы. В книгах о духовной
жизни написано, что главной препоной в данном делании является стыд перед
откровением помыслов. Возможно, в то время, когда эти книги писались, так оно
и было. Но сейчас люди быстро побеждают этот барьер и рассказывают о своих
грехах с полным безстыдством. Затем они уходят и вновь делают то же, в чем
исповедались. Не видно никакой борьбы с грехом, никаких попыток исправиться, даже
раскаяния в грехе не видно, просто: согрешил – отнес, согрешил – отнес.
Духовник при этом попадает в неприятное положение: ему предоставляется роль
покровителя, как бы даже соучастника греха. Когда же он начинает, наконец,
решительно требовать исправления, то послушник быстро теряет интерес к
«великому деланию», и оно заканчивается. В настоящее время наилучшие результаты приносит Исповедь раз в
одну-две недели, на которой исповедаются поступки, помыслы и чувства,
собранные за это время, за исключением мимоходящих и не относящихся к
спасению. Если же случится серьезный грех, то нет препятствий обратиться к
духовнику сразу, не дожидаясь очередной Исповеди. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|