Из житий
древних св. Отцов известно, что они, оставив мир, крайне неохотно выходили к
родственникам, пришедшим повидать их, и не одобряли посещения монашествующими
родственников, живущих в миру. Они считали себя уже умершими для мира. Однако
насельникам современных монастырей, особенно новоначальным, было бы ошибочно
копировать поведение древних Отцов без разсуждения, не учитывая своего
собственного духовного состояния и условий современной жизни. То, что раньше
воспринималось как подвиг, сейчас воспринимается как жестокосердие и
безразличие к родителям, ставшее почти нормой поведения для не знающих Бога
людей. В наши дни, напротив, христианам, в том числе и иночествующим, следует
показывать людям достойный пример исполнения Заповеди «Чти отца твоего и мать
твою…». Для нынешней монастырской жизни есть некая допустимая мера общения с
родственниками. Известны письма
к родителям, родным братьям и сестрам свт. Игнатия Брянчанинова,
иеросхимонаха Иеронима, духовника и восстановителя Афонского Пантелеимонова
монастыря. И в наших монастырях насельникам дозволяется переписываться и
поздравлять с церковными праздниками своих родственников, живущих в миру,
увещевая их верить в Бога, быть чадами Православной Церкви, терпеливо
переносить скорби, удерживаться от грехов. Не следует, однако, писать слишком
часто, вникать до мелочей во все события мирской жизни сородичей и
сопереживать всё вместе с ними. Допускается и
посещение монастыря родственниками на короткий срок, во время которого они обычно
живут в монастырской гостинице, посещают богослужение, говеют и причащаются.
Иногда, по благословению монастырского начальства, и насельник монастыря
может посетить близких во время болезни или перед смертью, чтобы помочь им
пособороваться, исповедаться, причаститься, иногда даже и покреститься.
Бывает, что во время тяжелой и продолжительной болезни кто-то из родителей
остается без присмотра. В таких случаях монастырского жителя могут отпустить
на некоторый срок для ухода за больным, с обязательством вернуться после
исполнения своего христианского долга. «Заповедано инокам удаление от
родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа; но когда они
содействуют нашим благим намерениям, когда они больны, безпомощны, нуждаются
в руке нашей, тогда ли отнять эту руку? Тогда помощь и служение им
причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены Святыми Отцами»[1]. Вместе с тем,
не рекомендуется поступать в монастырь в том городе, где живут ближайшие
родственники, чтобы удаленность служила естественной преградой для
неумеренного общения. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
[1] Свт. Игнатий
Брянчанинов. «Письма о подвижнической жизни» (555 писем). Париж-Москва,