В каждом
монастыре есть монастырское хозяйство. Это трапезная,
гостиница, склады, огород, скотный двор, водопровод, отопление,
электрохозяйство, транспорт, бухгалтерия, стройка. Территория
монастыря, храмы нуждаются в постоянной уборке, кто-то должен дежурить,
охранять, встречать гостей. Поэтому насельникам, кроме молитвы и
богослужения, приходится трудиться, а при нехватке людей – много трудиться.
Каждый должен вкладывать частичку своего труда в поддержание монастырского
хозяйства, которым пользуются все без исключения. Моральное право не
трудиться имеют лишь те, кто лишился трудоспособности или состарился в
монастыре, или же приносит братии духовную пользу взамен телесного труда. Между трудовой и духовной жизнью должно
соблюдаться определенное равновесие. Нельзя допускать, чтобы все силы и время
поглощались физическим трудом, что-то должно оставаться для келейной молитвы,
духовного чтения, богослужений, добрых дел, помощи ближнему.
Человек, у которого еще не сформировалось правильное
внутреннее устроение, изнуренный постоянными физическими перегрузками и
недосыпанием, становится раздражительным, безразличным к нуждам ближних,
теряет качество молитвы. Впрочем, трудникам
и молодым послушникам, естественно, приходится больше трудиться, а
монашествующим и священнослужителям – больше молиться. При
распределении послушаний учитываются физическая сила, состояние здоровья,
профессия, способности, особенности характера, неотложность дела, наличие
свободных людей, инструмента, спецодежды и многое другое, отчего нагрузка
получается неодинаковой. Никто в монастыре и не ставит особой цели, чтобы все
трудились точно поровну, это и невозможно, и неполезно. Однако именно это
часто вызывает ропот: «Почему я должен работать больше других?» В утешение
таковым можно сказать: когда мы больше других потрудимся, то и награда наша
от Господа будет больше. Если послушание дано посильное, есть время на отдых
и на молитву, а мы ропщем только на несправедливость, то это болезнь души. В монастырь
приходят искать не справедливости и равенства, которые вообще не возможны в
земной жизни, и никто не имеет ясного представления, как их можно добиться.
Обычно, у каждого человека есть собственное понятие о справедливости, почти
всегда перекошенное в свою пользу. Справедливость же Божия и справедливость
человеческая – совсем не похожи друг на друга. Всем
знакомо обычное объяснение, что справедливо – это когда всем поровну или
одинаково. Ситуации, когда такое понимание справедливости уместно, а когда
нет, предоставим размышлению самого читателя. Ему же предложим подумать о
том, каким образом можно было бы достичь настоящей справедливости в пределах
отдельно взятого коллектива, страны, всего человечества... Мы же повторим еще
раз, что пришли в монастырь искать не справедливости, а спасения. Если мы усвоим
эту мысль, она очень поможет нам во время искушений. Не всякий труд
одинаково способствует духовному деланию. Наименее подходят для этого
контакты со светскими учреждениями и спонсорами, прием гостей, поездки по
делам снабжения, строительство, надзор за рабочими, продажи, хотя и этим
приходится кому-то в монастыре заниматься по необходимости и за послушание.
Желательно на эти послушания назначать людей, которым такие занятия подходят
по их естественному душевному складу. Благоприятными же для духовного развития
являются простые, однообразные рукоделия, не приковывающие к себе ума и
позволяющие употребить его на молитву, не прерывая труда. К ним же относятся,
несмотря на кажущуюся сложность, огородничество, пчеловодство, иконопись,
уборка храма. Конечно, при условии, что нет перегрузки и безумной спешки,
которые превращают в ничто все их достоинства.
Сказанное вовсе не означает, что монастырское начальство обязано нам все это
немедленно предоставить. Но имеющие желание и
способность к углубленному монашескому деланию могут избрать лучшее, когда им
представится к тому возможность. В монастырской
жизни приходится сталкиваться еще с одной странностью: то, что всем в миру понятно без всяких
объяснений, в монастыре люди никак понять не могут. Им кажется, что здесь все
должно быть по-другому и наоборот. Овощи монахи сажают корешками вверх, с
сорняками и вредителями борются исключительно молитвой, дверь за собой не
закрывают, по ночам всегда бодрствуют. Посторонний человек считает нормальным
зайти в монашескую келью через незапертую дверь, проситель милостыни требует
незамедлительно вызвать к нему наместника, паломник хочет, чтобы его приняли
в монастырь среди ночи, и никто не видит ничего странного в таком поведении.
Дорогие, поверьте, что в монастыре рассаду сажают весной, а не осенью, коров
кормят сеном, а не просфорами, воду носят в ведрах, а не в подолах, подметают
двор самой обычной метлой, ночью все спят, кроме сторожей и дежурных.
Попробуйте зайти в квартиру к незнакомым людям без приглашения, постучаться к
ним в дверь среди ночи или вызвать на проходную директора предприятия.
Нетрудно понять, что обычные хозяйственные и административные дела
совершаются и миру и в монастыре одинаковым порядком просто потому, что с
избытком хватает и других, невыдуманных трудностей. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|