Некто из св. Отцов сказал, что если бы люди узнали о тех
трудностях, которые ожидают монаха, то никто бы из них не пошел в монастырь.
Но если бы они узнали о награде, ожидающей монахов, то все бы устремились в монастыри несмотря на трудности, и мир бы обезлюдел. Как путешественник, рассказывая другим о пройденном им
пути, в первую очередь старается предостеречь путников от больших опасностей,
я коснусь в этой книге, главным образом, иноческих трудностей, а не утешений,
о которых уже с избытком написано другими авторами. Мы увидим, что
современные трудности едва ли уступают прошлым. Нашему поколению привелось
восстанавливать уничтоженное богоборчеством монашество практически заново.
Такому периоду естественно присущи повышенные трудности и скудность высших
духовных достижений. Не думаю, однако, что из-за этого награда нынешним
монахам окажется меньше, чем древним. При всех недостатках современных монастырей, условия для
спасения, молитвы, исполнения Заповедей в них все же лучше, чем в миру. Насельники их ограждены от многих искушений
монастырским уставом и монастырской стеной. Наместник в силах уменьшить для
братии число внешних искушений, а осторожностью в приеме, разумным подбором
братии и воспитанием их создать благоприяный климат
в братском коллективе. Чудеса попечения Божия о современных обителях не видны
только уже очень подслеповатым очам. Конечно, не для того, чтобы испугать читателей и
уменьшить и без того малое число желающих поступить в наши обители, я пишу
настоящую книгу, а для того, чтобы подвизающиися
могли приготовиться к этим трудностям и противостоять им. Показав трудности,
я постарался показать и пути их преодоления. Что ж из того, что путь
монашеский труден? Он никогда не был легким. «…возми крест свой и следуй за
Мною» (Мк. 8, 34). Кого Господь призывает к
монашеству, тот не испугается и больших
трудностей. Главную славу монашества составляют не те, кто расчетливо
выбирает, где им будет легче спастись, но кто чувствует внутренний призыв к
отречению от мира, чьей душе правила монашеской жизни сродны,
а не тягостны, кто имеет в себе самом свидетельство, что это – его путь.
Итак, начну с Божией помощью. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|