Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

Клиросное чтение

 

Братия монастыря должны уметь читать по-славянски Псалтирь, Евангелие, Малое повечерие с канонами, Полунощницу, Часы. Первые знания о славянском языке верующий человек получает еще в миру, когда присутствует на богослужении в храме и читает дома утренние и вечерние молитвы. Во многих молитвословах славянский текст написан русскими буквами для облегчения чтения.

Приходя в монастырь, надо совершенствовать и углублять свои познания в церковно-славянском языке, и в первую очередь усвоить славянский алфавит, приучить себя читать книги со славянским шрифтом, привыкнуть к правильным ударениям.

Обычно человек не замечает за собой неправильного произношения, поэтому он нуждается в наставнике. Кто-то обязательно должен слушать его и исправлять ошибки, причем делать это спокойно и доброжелательно. Если же обучение происходит с раздражением и поношением учащегося, это становится причиной конфликтов на клиросе. Первые уроки правильного чтения лучше проводить во внебогослужебное время. Научившись правильному произношению и расстановке ударений, рано думать, что на этом обучение закончилось – надо продолжать занятия со скоростью, манерой и ритмикой чтения.

В отношении скорости следует отметить, что полноценному восприятию мешает как чрезмерно быстрое, так и нарочито замедленное, растянутое чтение. Первое встречается чаще. Новички пытаются наращивать скорость чтения по мере приобретения навыка, испытывая радость от возрастания своего мастерства. Уставщику приходится их сдерживать. Если же излишне быстрым чтением грешат опытные чтецы, то, скорее всего, из-за желания поскорее окончить службу.

Некоторым из них удается развить такую скорость, что смысл произносимых слов уже не успевает доходить до сознания, слова сливаются друг с другом, образуя непостижимые уму словосочетания. Остановки при таком чтении делаются не по смыслу речи, а там, где у чтеца кончается запас воздуха в легких, иногда прямо посередине слов. Богомольцу в это время надо удерживать себя от осуждения и использовать это время для Иисусовой молитвы. Те, у кого быстрое, бездумное чтение входит в привычку, подвергаются опасности «ломки» речи. У них нарушается связь ума с языком, из слов начинают исчезать буквы и слоги, речь становится невнятной. В приобретении такого косноязычия нельзя не увидеть наказания Божия.

В книге свт. Игнатия «Приношение современному монашеству» изложены основные указания о правильной манере чтения: «Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса… Отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием; напротив, должно читать природным голосом, без отяготительного для слуха и совести напряжения, благоговейно, внятно, величественно, чтобы наша жертва хвалы была благоприятна Богу»[1].

Характерной особенностью церковной манеры чтения является растянутое окончание фраз. В каждой фразе есть, кроме конечной, еще и промежуточные растяжки, а также чередование ударных и безударных слогов, которые определяют ритмику чтения и применяются интуитивно каждым чтецом. Разнообразие ритмических рисунков чтения не устраняет общего закона – церковное чтение должно быть ритмичным. В качестве дефектов чтения встречаются:

– неритмичное чтение,

– резко обрубленное окончание фразы вместо растянутого,

– ослабленное, почти не слышное окончание фразы,

– излишне усиленный нажим на окончание фразы, а также на ударные слоги, из-за чего при чтении создается впечатление глухих ударов молотком.

Дыхание при пении и клиросном чтении особенное: короткий, почти незаметный, вдох и длинный-длинный выдох. Такой режим требует, время от времени, сделать несколько обычных вдохов и выдохов, отдышаться. Поэтому, если вся литургия или всенощное бдение поются одним псаломщиком, то чтец при нем является не роскошью, а необходимостью.

Нередко хор неопытных певцов, постепенно замедляя пение, попадает в ритм, при котором ум неудержимо погружается в состояние тупого оцепенения. В этом случае необходимо несколько ускорить пение и точнее соблюдать длительности нот.

Иногда люди, не знакомые с традициями церковного чтения и пения, особенно имеющие светское музыкальное и театральное образование, пытаются применить на клиросе известные им средства художественной выразительности. Эти средства состоят в убыстрении и замедлении ритма, усилении и ослаблении громкости, паузах и акцентировании некоторых слов, повышении и понижении высоты звука при чтении. Причем эти приемы применяются искусственно и в чрезмерном количестве, без связи со смыслом текста, который исполнителю понятен лишь частично. Такое чтение и пение прихожане ворчливо называют театральным. Если же к вышесказанному присоединяются еще и странные интонации: угрожающие, пафосные, трагические, плаксивые, крикливые, - к чему особенно склонны душевнобольные люди, то возникает эффект, получивший название «шизофренического чтения». Смешливые интонации, появляющиеся у чтеца, если его что-то рассмешило, выглядят кощунственно при чтении священных текстов и бывают причиной смущения и возмущения молящихся. Постепенное наращивание силы и высоты звука вызывает ощущение напряженности, тревоги и ожидания неминуемой развязки, что также неуместно при церковном чтении. Все это не должно ускользать от внимания уставщика и служащего священника, и своевременно исправляться замечаниями, а при необходимости, и заменой чтеца.

Через характеристики голоса молящиеся воспринимают внутреннее состояние клирика. Для них не так важна художественная красота чтения, как правильное молитвенное состояние служителя, в котором они ищут опору своей, пока еще слабой, молитве. В чтение надо «вкладываться», то есть читать достаточно бодро, энергично. Нельзя читать как умирающий лебедь, расслабленным, изнемогающим или сонным голосом.

Продолжительное пение в холодном храме и на морозе выводит из строя голосовые связки: вместо пения из горла начинают вылетать хриплые, некрасивые звуки. При попытках заставить себя петь в этот момент усилием воли, можно надолго лишиться голоса. Употребление «теплоты» помогает, но не надолго.

Многие ли из нас понимают всё, что читается и поется в храме? Даже те, кто давно ходит в храм, едва ли могут этим похвалиться. Однако читать по-настоящему хорошо, с правильной расстановкой знаков препинания и выделением ключевых слов в предложениях, можно только при понимании смысла текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.12-13



Используются технологии uCoz