Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

Рассуждение

 

«Как-то собрали люди богатый урожай и носили его в амбар», - рассказывается в народной сказке. Сообразительный нищий, случившийся поблизости, стал говорить им: «Носить вам – не переносить, таскать – не перетаскать», - за что получил от хозяев и благодарность, и подаяние. Увидел это дурень и запомнил. Случилось ему проходить мимо дома, из которого родственники выносили покойника. «Носить вам – не переносить, таскать – не перетаскать!» - поспешил он к ним с надеждой на вознаграждение. Однако вместо награды и благодарности ему достались только побои. Почему? Слова-то были те же? Дело в том, что была другая ситуация. Эта сказка как нельзя лучше иллюстрирует недостаток рассудительности и его последствия.

Среди других добродетелей рассудительность занимает такое же место, как организация и управление среди земных дел. На корабле она подобна капитану, в армии – командиру, среди рабочих – мастеру. Поэтому у св. Отцов она иногда ставится выше всех других добродетелей.

Оказывается, даже добро, сделанное не в меру и не вовремя, обращается во зло по своим плодам и губит людей и их души так же верно, как очевидное зло. Управляя всей вещественной деятельностью и духовной жизнью человека, рассудительность учит:

Все делать в свою меру и в пределах своих возможностей. Избегать крайностей. Не браться за подвиги выше своих сил, но в то же время и не впадать в нерадение.

Выбирать подходящее время для каждого дела.

Согласовывать свои поступки с конкретной ситуацией, людьми, обстановкой.

Отделять главное от второстепенного, правильно расставлять акценты.

Находить правильную очередность выполнения сложных дел.

Направлять всю деятельность к общей цели.

Предвидеть последствия. Бывают дела хорошие по виду и даже по намерениям, но плохие по результатам. Некоторые незначительные сами по себе действия могут иметь «спусковой эффект», т.е. вызвать целую цепь важных событий.

Выбирать лучший вариант из возможных. Из двух неизбежных зол избирать меньшее, из двух возможных добродетелей – большую. Для этого надо знать иерархию грехов и добродетелей. В качестве примера выбора меньшего из двух зол приведем случай из «Древнего патерика»:

Некому послушнику демоны сказали: «Твой старец – лжец. Ибо пришел к нему брат, желая занять денег, и он, имея деньги, обманул его, говоря: у меня нет денег, и не дал ему». Брат, вставши, пошел к старцу и рассказал ему про это. Старец же сказал ему: «Правда, у меня были деньги. И когда пришел брат и просил у меня, я ему не дал, ибо знал, что если дам ему, то это будет вредно душе его. Посему я решил нарушить одну заповедь, а не десять»[1].

Напомню, что все страсти равно вредоносны и гибельны, кроме гордости, которая из всех страстей – главная. Но св. Отцы, когда обличают какую-либо страсть, говорят о ней так, что можно подумать, что именно она-то и является самой опасной. Например, ап. Павел пишет: «Корень всех зол есть сребролюбие, иже есть идолослужение», или «Всякий грех кроме тела, а блудник в свое тело согрешает». Когда авву Агафона спросили о дерзости, он сказал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». «Нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное осуждение, как против лжи», – пишет Иоанн Лествичник, и т.д. Однако самая опасная все-таки гордость. Из добродетелей же высшие – духовная любовь и смирение.

Рассудительность есть то же самое, что и мудрость. Мудрец отличается от ученого тем, что имеет глубокие и верные знания о Боге и отношениях человека с Богом, о человеческой душе и отношениях между людьми. Науки же и ученые занимаются всеми остальными вопросами.

Нетрудно, зная заповеди Божии, различать добро и зло в их очевидном выражении. Однако в жизни нет такой простоты и ясности: зло часто прячется под видом добра и, будто бы, добрыми намерениями. Например, некая фирма предлагает девушкам высокооплачиваемую работу в Арабских эмиратах, или бездетные супруги из Голландии хотят усыновить ребенка. А далее открывается, что «супруги» одинакового пола.

Рассудительность прямо связана с мировоззрением человека, его высшими ценностями. В одной и той же ситуации по-разному поступит материалист, признающий ценности только земной жизни, и верующий человек, у которого на первом месте ценности духовные. Каждый из них имеет свою рассудительность: первый – мирскую, второй - духовную.

 Мирская рассудительность позволяет сынам века сего успешно соблюдать свои интересы, получать выгоду за счет ближнего, вить интриги, избегать заслуженного наказания. Ее аксиомы, зачастую противные Закону Божию, всем нам хорошо известны: не пойман – не вор, своя рубашка ближе к телу, не смажешь – не поедешь, не соврешь – не проживешь, куда толкнут – туда и падай.

Духовная рассудительность не избавляет своего обладателя от жизненных скорбей. Ее предназначение другое. Она позволяет избегать греха и исполнять волю Божию в сложных жизненных ситуациях. Человек, достигший совершенства в духовной рассудительности, может безошибочно отличать добро от зла, «точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи»[2]. Обычно у людей, даже верующих, мирская и духовная рассудительность причудливо смешаны: в разных случаях они пользуются то одной, то другой из них.

Духовная рассудительность необходима для спасения. Даже спасение по святоотеческим книгам, о котором говорит свт. Игнатий Брянчанинов, уже требует рассуждения, чтобы правильно понимать прочитанное и применять к жизни. Как же приобрести рассудительность? Прежде всего, отметим, что она приобретается не легко. Более того, не многие имеют качества, необходимые для ее приобретения: смирение, природный ум и наблюдательность. Ее невозможно приобрести только чтением духовной литературы и иным накоплением теоретических знаний, хотя и без этого обойтись невозможно. У воцерковленного человека рассудительность обычно рождается от применения в жизни накопленных знаний о вере, если он способен наблюдать, запоминать и делать выводы из своих ошибок и успехов. То есть от опыта. При этом надо иметь в виду, что  рассудительность, которая приходит из опыта, отличается от рассудительности по книгам.

Для приобретения рассудительности можно воспользоваться не только своим опытом, но и опытом своего духовника. Примеры из его жизни, советы, беседы, вопросы к нему в затруднительных случаях могут многому научить внимательного духовного сына.

Напомним читателю и о таком действенном средстве, как молитва к Богу о прибавлении ума.

Из сказанного понятно, что настоящей духовной рассудительности не может быть у новоначального, который не имеет своего духовного опыта и не жил в послушании у духовника. Хотя именно новоначальный в ней более всего нуждается, чтобы не сделать больших и трудно поправимых ошибок в самом начале пути ко спасению. Что же делать многочисленным новоначальным, приходящим в наше время к Православной вере, которые не имеют духовника и еще не приобрели рассудительности от опыта?

Здесь самое время вспомнить о священниках, которые поставлены Церковью и Богом быть пастырями. За неимением личного духовника, новоначальным можно посоветовать держаться благочестивого священника, имеющего духовное образование, не менее двух десятков лет благочестивой жизни за плечами и сохраняющему это благочестие по настоящее время. Молодой священник с духовным образованием тоже подойдет для этой цели, если сам благочестив, имеет хорошего духовника и пребывает у него в послушании.

Блажен тот, кто способен перенимать чужой опыт и учиться на чужих ошибках. Этот дар дается смиренным. Гордые же не слушают добрых советов и не верят чужому опыту, поэтому сполна совершают все ошибки, которые только возможны на пути духовного возрастания. При этом норовят еще давать советы другим, повторяя сюжет сказки, с которой  началась эта статья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Древний патерик.  М., 2002г., стр. 143.

[2] «Лествица», 26, 2



Используются технологии uCoz