Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

Навыки

 

«Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него»[1].

В человеческой природе есть такое свойство: если мы много раз повторяем какое-то действие, оно, наконец, начинает совершаться само собой, почти автоматически. Это мы и называем навыком или привычкой. У животных есть похожий механизм формирования условных рефлексов. Область навыков человека распространяется не только на его телесные, но и на душевные действия. Мы можем выработать привычку не только к многоспанию, многоядению, курению, но и к гневу, осуждению, командованию, насмешничеству, и наоборот – к молитвенному правилу, труду, вежливости, соблюдению постов, посещению храма и т.д. Этот механизм подобен закону инерции в материальном мире, и его можно назвать законом душевной инерции.

Как тяжело груженый поезд не может вдруг остановиться и поехать в противоположную сторону, так и человек, проводивший много лет греховную жизнь, не может сразу изменить свое поведение, мысли, желания, чувства. Потребуется время и труд, и тем большие время и труд, чем дольше человек жил греховной жизнью и чем тяжелее были его грехи. Благодать Божия, конечно, может помочь и помогает кающемуся, укрепляя его силы и облегчая греховное бремя через таинства Исповеди и Причащения, но не отменяет совсем действие этого закона. Он проявляется даже в мелочах. Не только образ жизни в целом, но и отдельные эмоции, настроения, состояния имеют свою инерцию. Приведу всем нам знакомые примеры, которые невозможно не заметить:

После ссоры, хотя она уже закончилась, еще долго остается плохое настроение, которое может излиться на кого угодно из окружающих.

После прочтения интересной книги, важного разговора, праздничного богослужения в душе еще несколько часов сохраняются вызванные ими состояния.

Услышанная песня или мелодия еще долго звучит в голове.

Закон инерции обязательно надо знать и учитывать в духовной жизни. Как железнодорожный состав труднее всего в начале сдвинуть с места и разогнать, так и любое дело особенно трудно в начале. Аналогично этому первоначальные навыки к добрым делам вырабатываются большим трудом и долгим временем, для чего бывает не лишней помощь призывающей Благодати Божией. Утрачиваются же добрые навыки намного скорее. Даже после многолетнего исполнения, достаточно неделю не почитать келейное правило, 3-4 раза проспать утренний подъем, несколько раз подряд поесть раньше времени, и для возвращения к прежнему придется приложить немалые усилия. Вот почему послабления, которые мы себе позволяем по болезни, усталости, посещению гостей и др. случаям, не должны быть слишком частыми. В противоположность добрым навыкам, чрезвычайно быстро вырабатываются привычки к бытовым удобствам и грехам: смотрению телевизора, пользованию телефоном, винопитию, курению. Оставить же их бывает так трудно, что это наводит на мысль, что худым навыкам оказывают содействие бесы.

Проводить постоянно благочестивую жизнь без взращивания в себе добрых навыков невозможно. Надлежит сделать привычками молитвенное правило, доброе отношение к ближним, посещение храма в воскресные дни, соблюдение постов, труд в дневное время, ранний подъем, чтобы не тратить на это каждый день большие усилия и легко возвращаться в нужную колею после искушений. Добрые навыки поддерживаются постоянным исполнением, для чего необходим на многие годы постоянный распорядок дня. Если по какой-то нужде придется отступить от доброго навыка и распорядка, то пусть это будет по уважительной причине и на самое короткое время. Тогда восстановить их будет не трудно. Лет через двадцать постоянного исполнения, добрые навыки приобретают силу естественных качеств нашего характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Свт. Игнатий. ПСС, т.6, стр. 346.



Используются технологии uCoz