Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

Внимание и ум во время богослужения

 

Как вы думаете, чем занят в течение двух часов богослужения ум человека, едва начавшего ходить в храм, если он не знает славянского языка, молитв, не читал Евангелие и не понимает значение происходящего? Сначала он внимательно рассматривает и даже пересчитывает молящихся, певчих, священнослужителей, иконы и всю обстановку храма, вслушивается в мелодии церковных песнопений. Обдумывает ассоциации, которые в нем при этом возникают. Отмечает знакомые слова, которые он когда-то раньше слышал: «Господи помилуй», «Премудрость», «Паки и паки», «Иже херувимы», «Отче наш», «Аллилуйя». Но, наконец, все новое, незнакомое рассмотрено и пересчитано. Пройдет еще полгода, новичок научится ставить свечки, правильно зажигать лампадки, подходить под благословение и прикладываться к иконам. Что же ему делать дальше?

Мы должны осознать, что приходим в храм предстать пред лицом Бога, Который видит не только нашу наружность, но и мысли, и чувства, знает наше прошлое и будущее. Конечно, Бог вездесущий, и всякий раз, обращаясь к Нему с молитвой, мы предстаем пред лицом Божиим, но в храме это предстояние, а также и общение с Богом, происходит особенным образом. Наблюдая за ходом богослужения и, когда требуется, участвуя в нем, часть внимания мы обязательно должны направить на то, что происходит внутри нас. Происходящее внутри не менее важно, чем то, что делается снаружи.

Находясь в храме, мы должны наблюдать за чинопоследованием молитвословий и священнодействий, по возможности запоминая, из каких частей состоит богослужение, и какая часть за которой следует. Желательно размышлять над их содержанием и символическим смыслом. Например, во время вечерни:

на 103 псалме – о сотворении мира,

на молитвах священника с обнаженной главой перед Царскими вратами – о изгнании Адама из рая,

на входе с кадилом – о пришествии в мир Спасителя для просвещения и спасения людей, о древнейшем христианском песнопении «Свете тихий», в котором Тихим светом называется Сам Господь наш Иисус Христос,

на стихирах и тропаре – об истории праздника и о святых, чью память мы в этот день совершаем,

на «Ныне отпущаеши» - о Симеоне Богоприимце и Сретении Господнем, и т.д.

Можно также читать про себя Иисусову молитву или молитву мытаря, просить о своих насущных нуждах, отмечать в уме мелодии гласов Октоиха, вспоминать о важных событиях своей духовной жизни, размышлять о местах Священного Писания, которые предлагаются нам при чтении Паримий, Псалтири, Апостола и Евангелия. Одновременно с этим, если мы отвлеклись, необходимо возвращать ум к богослужению, отгонять от себя плохие мысли и чувства, которые лезут в голову даже в храме, терпеть усталость и болезни.

Удержать ум в нужном русле всю службу бывает трудно даже подготовленному человеку. Иисусова молитва облегчает эту задачу. А для тех, кто проводит много времени на богослужениях в храме, нет другого средства, кроме Иисусовой молитвы, для поддержания правильного внутреннего состояния в течение длинных служб. У некоторых духовных писателей сказано, что можно читать Иисусову молитву и одновременно внимать богослужению. Но тут многое зависит от личных способностей: некоторые люди могут удерживать вниманием сразу несколько объектов, а некоторые – только один. Для последних Иисусова молитва может служить своего рода безопасным пристанищем, из которого ум по временам выходит для внимания песнопениям, Священному Писанию, порядку богослужения. К молитве же Иисусовой он возвращается для отдыха и восстановления правильного настроения после отвлечения на посторонние предметы.

А теперь рассмотрим, чем не следует занимать свой ум во время богослужения. Чаще всего это происходит потому, что мы не следим за собой, или по неведению, или потому что не в силах устоять перед «нашествием иноплеменников». Итак, за богослужением мы не должны, но постоянно делаем это:

с любопытством рассматриваем молящихся, священнослужителей, певцов, чтецов, лиц другого пола, или же с критикой и осуждением следим за их внешностью и поведением, отмечая ошибки и недостатки,

ропщем на длинное богослужение, плохое пение и чтение, отсутствие скамеек, тесноту, духоту, длинную очередь и т.д.,

стоим в сонном оцепенении без всяких чувств и мыслей,

решаем в уме семейные, бытовые, деловые и научные проблемы,

безцельно блуждаем мыслями по закону ассоциаций, с перебиранием событий мирской жизни, воспоминанием знакомых, родственников, друзей и врагов, во всем богатстве наших взаимных отношений,

фантазируем.

На движении мысли по закону ассоциаций и фантазировании остановимся подробнее, так как с этим сталкивается каждый, желающий разобраться в своей внутренней жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz