Большинство людей, живущих в миру, не обращают внимания на то, что
происходит у них внутри. Они целиком поглощены событиями внешней жизни,
забывая о том, что человек имеет способность к внутреннему самонаблюдению. Он
может научиться наблюдать не только за своими внешними действиями, но и за
мыслями, чувствами, желаниями как бы со стороны. Научиться самонаблюдению можно спрашивая себя время от времени: «о
чем я только что думал?», « что я сейчас чувствую?», «чего я желаю?», «почему
я так поступил?». Такие вопросы помогают направлять внимание внутрь себя.
Через некоторое время мы сможем это делать и без вспомогательных вопросов.
Наблюдение за собой с намерением исправлять и изгонять из себя все неугодное
Богу называют трезвением. Трезвение -- своего рода строгий привратник,
который стоит у дверей души и спрашивает у приходящих: «Наш ли еси, или от
супостат наших?» (Иис. Нав.5, 13). Не будет ошибкой сравнить эту добродетель
со станцией наблюдения или центром диагностики, без чьих данных самый опытный
специалист в своей области не может принимать верных решений. Трезвение является необходимым условием достижения заповеданной
Евангелием сердечной чистоты. Без него же невозможно и видение своих грехов, борьба с помыслами, нерассеянная молитва, то
есть никакое духовное преуспеяние. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|