Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

Гордость

 

Гордость – начальница всех страстей, которая питает и поддерживает прочие страсти, являясь их надежной опорой. Именно гордость была причиной падения херувима, поэтому самые могущественные бесы являются носителями гордости. Из их числа – бесы богохульства, безбожия, ересей. Неуемная гордость привела сатану к самообожествлению, а он прельстил ею Еву и Адама: «Будете как боги». Вслед за своими прародителями этой страстью прельщаются и все их потомки: гордость в самой своей основе есть самообожествление. Некоторые древние правители, не встречая естественных преград своей гордыне, прямо требовали воздавать себе божественные почести.

Мистические учения Востока (индуизм, различные виды йоги) считают человека единосущным с Богом и пытаются раскрыть в себе Божество, слиться с ним в единое целое, повторяя: «Я – Атман, я – Брахман». Развивая в себе высшую степень гордости - самообожествление, они нашли самый короткий путь к общению с падшими ангелами.

В христианстве же человек приобщается к Божественной Жизни через Сына Божия Иисуса Христа. Называя Бога своим Отцом, христианин в то же время продолжает считать себя творением Божиим, поэтому чужд самообожествления. Слова псалмопевца Давида: «Аз рех бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс.81, 6) также означают сыновство по Благодати, а не по естеству.

Гордость, как никакая другая страсть, многообразна в своих проявлениях. Первыми производными от нее являются эгоизм, болезненное самолюбие, высокая самооценка. Скажем немного о каждой из них.

Эгоизм или эгоцентризм – мировоззрение со своим «я» в центре, вокруг которого все должно вращаться и служить ему. Такой взгляд на вещи порождает и соответственное жизненное правило: кроме себя и своих интересов, обычно грубых, материальных и безнравственных, на всё и на всех - дунуть и плюнуть.

Самолюбие – очень болезненная и чувствительная любовь к самому себе. Оно не терпит не только прямых оскорблений, но и малейших намеков на неуважение, и подозревает его в тоне, словах и поведении окружающих. Обнаружив «состав преступления», самолюбие далее передает дело гневу или обиде.

Самоцен или высокую самооценку ещё можно назвать самомнением. Самоцен порождает чувство превосходства над другими, мнение, что я – нечто важное перед Богом и людьми. Конечно, человек венец творения, и душа человеческая дорога в глазах Божиих, но пусть эту цену и даст ей Бог, а не мы сами. Нам же полезно считать себя хуже не только людей, но даже и скотов, которые не согрешают и страдают по вине человека. Однако мы не можем вдруг придти в такое высокое духовное состояние, поэтому начинать надо с доступного. Будем считать себя не лучше других, а такими же, как и все люди. Для большинства и это будет трудно.

Еще можно как-то понять самомнение человека, занимающего высокое общественное положение, но откуда берется болезненное самолюбие и высокий самоцен в бездомных странниках, обитателях трущоб и мест лишения свободы?! Казалось бы, физически, психически и социально неполноценных людей само их бедственное положение должно располагать к смирению, но среди этих отверженных людей самомнение встречается ещё и чаще. Это говорит о духовной, а не социальной природе указанной болезни. Никак не следует по жалкому внешнему виду просящихся в обитель предполагать в них естественное смирение, нужно внимательно рассматривать их внутреннее содержание. Смирение, конечно, драгоценно и в рубище. Но приобретается оно всегда целенаправленным трудом, и встречается редко в любом сословии. Гордость же, она и в лохмотьях гордость.

Современная психология утверждает, что человек с низкой самооценкой обречен быть постоянным неудачником, так как с ней неразрывно связаны нерешительность, неуверенность, пассивность. Однако смиренный христианин соединяет в себе, казалось бы, несоединимое – невысокую самооценку с активной жизненной позицией, имея опорой не свои силы, а веру в Господа. Он говорит вслед за апостолом Павлом: «Хотя сам я и ничто, но все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – и в этом уповании находит решимость, дерзновение и упорство для преодоления трудностей и решения стоящих перед ним жизненных задач.

Смирение – добродетель, противоположная гордости. Как падение твари произошло через гордость, так и ее спасение совершается через смирение. В Заповедях Блаженств смирение поставлено первым, и именуется «нищетою духовною». Духовная нищета требует все хорошее в себе приписывать Богу и считать себя грешником.

В монастырской жизни гордость проявляет себя непослушанием, нетерпением, эгоизмом, спорливостью, хвастливостью, ропотом на начальство, притеснением новоначальных, непрошенным учительством, навязыванием своих порядков на новом месте и в чужом коллективе, соперничеством, борьбой за лидерство, требованием пострига и рукоположения.

Если человек не хочет замечать своей болезни, не исповедует ее и не исправляется, развитие гордости на определенном этапе приводит к состоянию прелести, и исправление становится уже невозможным собственными силами. Причем развитию гордости не мешают подвиги внешнего благочестия и даже молитвы, если они не соединены со смирением. О прелести и ее видах достаточно полно написано у свт. Игнатия в первом томе его сочинений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz