Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

 

Тело, душа, дух

 

Слова Спасителя: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48) говорят об огромных возможностях к совершенствованию, заложенных в человеке. Вспомним, что Сам Господь воспринял на Себя человеческое естество, что Пресвятая Богородица, честнейшая Херувимов и Серафимов, – из рода человеческого. Состояние человека в Царстве Небесном нельзя считать статичным, неизменяемым. Развитие и совершенствование человека будет продолжаться и в будущей жизни.

О теле нет нужды много говорить, каждому из нас оно достаточно хорошо знакомо, и жизнедеятельность его у нас всегда на виду. Обратим внимание на то, что Бог сотворил человека двухсоставным – из тела и души. Это отличительная особенность человека от других разумных творений Божиих. Вот почему и тело и душа будут у него не только в сем веке, но и в будущем, хотя тела людей после Воскресения приобретут новые свойства.

В этом веке тело имеет необходимые потребности в пище, одежде, жилище, о которых, хотя бы в малой мере, должны заботиться и самые суровые подвижники. Тело вместе с душою должно участвовать в служении Богу, в прославлении Бога. Телу нужны поклоны, устная молитва, посещение храма, освящение Таинствами, воздержание в удовольствиях, участие в добрых делах. Когда тело разлучается с душою, оно умирает, а душа остается живой. Из этого вытекает, что именно душа является носительницей жизни и поддерживает жизнь тела.

Душа общается с материальным миром через органы чувств. Органы чувств принадлежат телу, но сами чувства: способность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы, запахи,-- принадлежат душе, и она, разлучаясь с телом, берет их с собой. Поэтому душа способна чувствовать как боль и страдания ада, так и райские наслаждения в ином мире. Наши ощущения не связаны жестко и однозначно с органами чувств, к примеру, во сне мы видим, хотя глаза наши закрыты, слышим звуки, хотя наши уши не воспринимают звуковых колебаний, говорим слова, хотя язык наш неподвижен, ходим, бежим, даже летаем, хотя тело покоится на ложе.

Душа имеет две составные части. Низшую, подобную душам животных, мы получаем через рождение от родителей. Высшая же ее часть является носительницей образа Божия: творческого разума, свободной воли, духовных чувств, самосознающего «я», то есть личности с ее индивидуальностью. Посредством высшей части души человек имеет способность общаться с Богом. Она называется духом и, по святоотеческому учению, творится Богом для каждого человека в момент зачатия.

У души есть три силы: разум, чувство и воля. Подробно о двух частях и трех силах души, их свойствах и взаимодействии, пишет свт. Феофан Затворник в 5-12 главах своей книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться». Эти главы обязательно надо прочитать тем, кто интересуется данным вопросом. Отметим для себя самое необходимое. Разум действует посредством мыслей и образов, воля действует через желания, а сердце проявляет себя различными чувствами. Сердцем в духовной литературе обычно называют не орган кровообращения, а область чувств человека. Воля же есть способность души желать и исполнять свои желания.

Мысли, чувства, желания бывают плотские, если они связаны с заботой о телесной и материальной стороне жизни, душевные и духовные. К душевной (не духовной) стороне жизни относятся: науки, искусства, отношения между людьми, культура, служение обществу, народу, человечеству во всем их многообразии, с сопровождающими их мыслями, чувствами, желаниями, и страстями, как внутренним двигателем всей этих занятий. Душевная жизнь лежит глубже телесной жизнедеятельности, но тоже доступна наблюдению, изучению и освоению.

Там, где появляется осознанное намерение человека спастись, его стремление к Богу или же отвержение Бога и спасения, начинается область духовной жизни. Она скрыта в самой глубине человеческого естества и заключает в себе способность взаимодействия с силами духовного мира.

Греховная поврежденность человека проявляется и в духовной сфере, поэтому можно говорить о духовности благодатной и духовности демонической. К последней относятся все религиозные заблуждения, верования и практики, соединяющие человека с отпадшими от Бога духами.

Духовная жизнь может и должна проникать и подчинять себе душевность и телесность. Такое соединение порождает героические подвиги на войне и в экстремальных ситуациях, высшие достижения в спорте, гениальные открытия в науке, шедевры искусства. К этой же области соединения душевного с духовным относятся православные Отечество, культура и семья, иконопись, церковная музыка и словесность, благотворительность и прочее.

Понятия «дух» и «духовная жизнь» могут иметь несколько значений. Какие же?

«…дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного - к вечному, от твари – к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Она - неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества и у всякого проявляет себя своим образом»[1].

Другой смысл слова «дух» – вся невидимая часть человеческого естества, как говорится в 103 псалме: «Отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся». В «Толковой псалтири» Зигабена приводится объяснение этого места свт. Афанасием Александрийским: «Когда Ты отнимешь у людей дух, т.е. душу, отделив ее от тела, тогда тела их сделаются мертвыми и разрешатся в землю, из которой созданы. Ибо здесь говорится в частности о людях, а не о других животных»[2].

Еще духами называют ангелов – безплотных разумных творений Божиих. В этом смысле, духовный мир – мир безплотных духов.

В славянском языке дух– ветер, дыхание, запах.

Наконец, Дух – Святой Дух, Ипостась Святой Троицы. Отсюда, духовная жизнь – жизнь в Духе Святом, под Его непосредственным влиянием и водительством. «Вышеестественный, духовный, безстрастный есть тот, кого осенил и обновил Дух Святый, кто будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего»[3].

Из-за смешения этих понятий возникает безконечная путаница в понимании текстов, такая же, как при встрече со словами «любовь» и «послушание». Даже свт. Феофан Затворник и свт. Игнатий Брянчанинов вкладывают в слова телесность, душевность, духовность неодинаковый смысл.

Ошибочно считать, что все телесное и душевное – плохо и грешно, одно только духовное хорошо и спасительно. Послушаем святителя Феофана: «Что касается до душевности и телесности, то они, как замечено уже, безгрешны, как естественные нам; но человек, сформировавшийся по душевности или, еще хуже, по плотяности, не безгрешен. Он виновен в том, что дал в себе господство тому, что не предназначено к господству и должно занимать подчиненное положение»[4]. Телесность и душевность даны человеку Богом при сотворении, и мы должны не убивать их, а заботиться о них: давать им необходимое, благоустраивать эти области нашего бытия и очищать их от греховного.

Все знают, что тело надо питать, иначе оно умрет, но многим покажется необычной мысль, что душа тоже нуждается в пище. Как есть пища телесная, так есть и пища душевная. Разные люди нуждаются в разной телесной пище соответственно возрасту, состоянию здоровья, роду занятий, месту проживания, национальным особенностям. Если человек в результате длительного употребления привык к какой-либо телесной пище, ему трудно бывает переменить ее на другую, резко отличающуюся от привычной. Организм не сможет быстро перестроиться, а может быть, и вообще не сможет. То же самое можно сказать и о пище душевной.

Чем же питается наша душа, какие у нее вкусы, что ей особенно нравится? Понаблюдаем за собой, и мы сможем ответить на эти вопросы. Бытовые и политические новости, разговоры со знакомыми на самые разнообразные темы, хождение в гости, общение с природой, работа, осуждение, ссоры, мщения и примирения, увлечения и разочарования, анекдоты и шутки, новые и старые знакомства, кинофильмы и телесериалы, состояние опьянения и курения, модная одежда, удовольствие от похвал, приключения, хождение по магазинам, слушание современной музыки, коллекционирование, спорт и спортивные «боления», чтение детективов, газет, просматривание журналов с цветными картинками и кроссвордами, игры – это и есть наша душевная пища, которой мы питаем свою душу каждый день в течение многих лет подряд. Мы думаем, что, придя в монастырь, все это оставим в миру и начнем жить совсем другими интересами... Здесь мы пока остановимся, и продолжим разговор о душевной пище в другом месте.

Высшая часть человеческой души – дух, также имеет свою, духовную пищу. Пищей духа является духовная жизнь, которую можно уподобить реке. Чем полноводнее впадающие в нее родники и ручейки, тем и образующийся от них поток глубже, мощнее и шире. Вот эти ручьи: ежедневное молитвенное правило, чтение Нового Завета и творений св. Отцов, посещение храма, Иисусова молитва, регулярная исповедь, посильный пост, наблюдение за своей речью, поступками и внутренним миром с целью очищения их, любовь к ближнему, благодарение Бога за все, вера в Промысл Божий, познание Бога и воли Божией, постоянное упражнение в терпении и смирении, память о смерти, участие в Таинствах, жертвы Богу и людям (вещественные, душевные, духовные) через исполнение Заповедей. Если это у нас есть – мы живем духовной жизнью, если же нет, то мы чужды ее, каких бы прекрасных и разумных слов о духовной жизни мы не говорили знакомым во время прогулок, праздников и чаепитий.

Если на духовную жизнь посмотреть изнутри, то она состоит из духовных мыслей, чувств и желаний. Духовные мысли и желания зависят от нашей воли, чего нельзя сказать о духовных чувствах. Самая сильная греховная рана падшей человеческой души состоит в духовном нечувствии, в том, что благодатные духовные чувства стали для нас недоступны, кроме общих для всех людей, заложенных в человеческую природу ее Творцом: совести, стыда, долга, ответственности. Оживление своего сердца для духовных чувств есть вожделенная цель всего христианского подвижничества, но по трудности ее можно сравнить с воскрешением мертвеца и изведением воды из камня. По сути дела, человеческими силами это и невозможно: человек трудами и подвижничеством показывает Богу свое намерение и взывает к Его милости, а Бог совершает это чудо, когда Ему угодно. Однако ни одного христианина Благодать Божия не оставляет совсем без духовных чувств: каждому верующему знакомы чувства раскаяния в грехе, умиления при молитве, духовной радости, внутреннего утешения от жертвы и доброго дела, благодарности Богу. Совсем без них духовная жизнь была бы невозможна. Но долго удерживать в себе эти духовные чувства мы не в состоянии – они приходят и уходят, когда угодно Благодати. Они – наши гости, а не собственность. Для тех же христиан, в ком милостью Божией сердце ожило для духовных чувств, они являются обручением вечной жизни, и последуют с ними в вечную жизнь. Эти чувства – безсмертны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Свт. Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». М., 2001 г. гл. 10, стр. 31.

[2] «Толковая псалтирь Евфимия Зигабена». М, 1993 г. сир. 160.

[3] Свт. Игнатий «555 писем». №132, стр. 131.

[4] Свт. Феофан. «Что есть духовная жизнь…» Гл.12, стр. 38



Используются технологии uCoz