После этапа новоначалия и воцерковления, христианин замечает внутри
себя раздвоение: одна часть его души верует в Бога, жаждет угождать Ему, жить
по Заповедям Божиим, другая же хочет жить по законам мира сего, иметь земные
блага, вкушать мирские удовольствия и наслаждения. Однако эти два пути жизни
несовместимы, поскольку требуют противоположного поведения. И в человеке
начинается внутренняя борьба. Первая часть души на языке священного Писания именуется «новым
человеком», а вторая – «ветхим человеком». Каждый из этих двух «человеков»
имеет как бы свое невидимое тело, состоящее из соответствующих желаний,
чувств, мыслей, имеет пищу для поддержания своего существования, о чем
подробнее будет сказано ниже. За ветхим человеком стоят демоны и помогают
ему, за новым же – Благодать Божия, Ангел-хранитель и святые. Апостол Павел призывает христиан совлечься ветхого человека и
облечься в человека нового (Колос. 3, 9-10). И вот мы начинаем лишать ветхого
человека его привычной пищи, приготовленной из различного рода грехов – он
алчет, жаждет. Борьбой со страстями мы отсекает ему уды: руку, ногу,
выкалываем око. Ему больно, он не хочет умирать, он отчаянно борется за свою
жизнь. Кто бросал пьянство, курение, наркотики и другие греховные привычки, а
также всерьез боролся со страстями, понимают, о чем идет речь. Борьба длится
долгие годы. Лавры победителя получает тот, чью сторону принимает наше «я». В
начале «я» часто колеблется, поддерживает и оправдывает ветхого человека, а
иногда и полностью переходит на его сторону, совершая произвольные грехи.
Если удастся оторвать свое «я» от ветхого человека, переместить его в нового,
отождествить себя с ним, то ветхий, греховный человек постепенно слабеет,
утрачивает цельность, распадается на отдельные части. Новый же, евангельский,
напротив, укрепляется, обретает единство, формируется как новая личность.
Описанный процесс – общий для всех без исключения людей, правильно идущих путем
христианского совершенства. Борьба с ветхим в себе началом затрудняется, если человек долго жил
вне Православия. Рождение в нем нового человека происходит при Крещении, с
приходом в Церковь. Если на момент прихода в Церковь ветхому человеку уже лет
30, то каково будет новорожденному бороться с тридцатилетним противником?
Чтобы победить, ему придется сначала вырасти, набраться сил при постоянной
борьбе и параллельном существовании, что возможно только с помощью Божией.
Чаще всего эта борьба продолжается до самой смерти, и спасения подвижник удостаивается как воин, погибший
на поле брани. В этом смысле те, кто были с детства воспитаны в Православной
вере, находятся в неизмеримо более выгодном положении. Но особенно остро борьба ветхого и нового человека происходит в
монашестве. Тогда эти две части личности в душе проявляются совершенно
отчетливо. Хотя чин пострига со сменой имени, объявлением о смерти прежнего
человека и Благодать Божия дают монаху мощное оружие для победы, но это пока
не самая победа, а только оружие для борьбы. До настоящей же смерти ветхого
человека после пострига бывает еще очень-очень далеко. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|