Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

 

Что поддерживает и удерживает насельника в монастыре?

 

Благословение духовника на пребывание именно в этом монастыре.

Общение с духовником и его советы.

Исполнение келейного правила и посещение храмового богослужения.

Регулярные Исповедь и Причащение.

Мощи святых, чудотворные иконы, источники.

Чтение святоотеческой литературы соответственно своему уровню, что возможно при наличии монастырской библиотеки.

Подвиг ради Христа. Душа христианина хочет этого подвига и утешается им в тайне сердца. Человек не всегда это осознает и наружно стремится к комфорту и покою. Но когда он преодолеет все трудности на пути к приобретению комфорта, то почувствует, что потерял что-то важное. Приходилось слышать от насельников и насельниц монастырей такое: «Раньше мы жили на развалинах, в храме ничего не было: ни иконостаса, ни подсвечников, ни ковров. Для свечек были ящики с песком, для отопления – печь-буржуйка, на стенах висели бумажные иконы. Но как мы себя чувствовали! Как молились! А теперь у нас все есть, даже роскошь, а в душе – пустота, уныние, раздражение…»

Память о цели прихода в монастырь. Тому, кто неправильно себя ведет, напоминают: «Вспомни, зачем ты сюда пришел».

Благоприятный внутренний климат, добрые отношения между братиями. Несколько единодушных братий (или хотя бы один!), с которыми возможно удовлетворительное общение.

Принятие пострига с обещанием пребывать в данной обители, после чего самовольный уход воспринимается как нарушение обета. Страх наказания Божьего.

 

Из того, что будет сказано ниже, не все заслуживает одобрения, но, тем не менее, имеет значение в реальной жизни для удержания человека в монастыре.

Мысль о том, что на новом месте придется начинать все сначала – приобретать статус, «врастать» в новый коллектив.

Постановление Свящ. Синода не принимать в монастыри беглецов в постриге, но только при отпускной бумаге с прежнего места, или же через официальный перевод.

Бытовые удобства.

Обещание пострига, рукоположения. Хотя в пятом томе Добротолюбия, в слове старца Симеона Благоговейного, рекомендуется в некоторых случаях пользоваться этим средством, на практике оно себя не оправдывает. У человека, ревность и благочестие которого поддерживались обещанием пострига или рукоположения, после получения ожидаемого наступает охлаждение, и он, к удивлению всех, на глазах портится. Если же обещанное не исполняется или задерживается, он начинает роптать, возмущается обманом, разочаровывается в начальстве, в современном монашестве и даже в Церкви. Поэтому, на мой взгляд, не следует пользоваться таким опасным средством. Св. Отцы строго указывают подвизающимся возлагать свое продвижение по монашеской и иерархической лестнице не на свои хлопоты, а на Волю Божию и усмотрение начальства. В утешение же добавлю, что при великой настоящей нужде нашей Церкви в  хороших монахах и иеромонахах, все достойные по своим нравственным качествам получат монашество, а способные к священнослужению, не имеющие канонических препятствий, после получения духовного образования, сподобятся рукоположения. Потрудитесь сделать себя достойными – и желаемое само придет к вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz