Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

 

Трудности монастырской жизни

 

Насельника монастыря здесь встречают трудности, о которых он и не думал, когда собирался в монастырь. А если он и слышал о них, то при взгляде со стороны эти препятствия казались ему легко преодолимыми. Только через 2-3 года он поймет, что они подобны подводным скалам, которые угрожают гибелью его хрупкой лодочке. Вот эти трудности:

Необходимость перемены понятий, стереотипов поведения, приобретенных в мирской жизни.

Разрушение собственных иллюзий о монастырской жизни, нажитых ранее.

Замкнутый коллектив, недостаток общения, новых людей, особенно в малых монастырях. Одиночество. Нередко вокруг нет ни одного человека, с которым возможно удовлетворительное душевное общение. Общение является одной из главных душевных потребностей человека. Обходиться совсем без него могут лишь те, кто достиг общения с горним миром.

Однообразие, монотонность внешней жизни, недостаток перемен, новых событий, информационный голод. Монастырской жизни свойственна статичность внешней жизни, за исключением некоторых послушаний, касающихся связей монастыря с внешним миром, и динамика во внутренней жизни. Поэтому тем, кто не привык жить внутренней жизнью, после ознакомительного периода, когда новые впечатления заканчиваются, пребывать в монастыре далее становится очень трудно.

Ограничение свободы: в одежде, в питании, в передвижении, в чтении, в темах разговоров, в выборе слов, в поведении, в роде занятий и в общении с людьми.

Ранний подъем, долгие богослужения. Ранний подъем – камень преткновения для всех братий. Обойтись одной силой воли тут невозможно – необходим режим дня и выработка привычки. Ранний подъем связан со своевременным отходом ко сну, что тоже дается нелегко, даже в монастырях.

Нестроения в отношениях между насельниками монастыря.

Недовольство укладом жизни в своем монастыре, например, перегрузкой трудовыми послушаниями, посещениями туристов, составом братии, пребыванием на территории обители нерасселенных мирских людей и светских организаций, и т. д.

Недостаток примеров для подражания. Плохие примеры тех, кто давно находится в монастыре.

Рассказы «шатунов» о том, что в других монастырях намного лучше, чем здесь, или, напротив, о всех непотребствах, которые они где-то видели и о которых слышали, к тому же в весьма приукрашенном виде.

Отсутствие в монастыре удовлетворительного для себя духовного руководства.

Предсказуемость, «прозрачность» будущей жизни, пресечение собственных планов на будущее. Составление таких перспективных планов, оказывается, занимает важное место во внутренней жизни человека, и исчезновение их воспринимается весьма болезненно. Чтобы преодолеть это затруднение, необходимо положиться в устроении внешней жизни на Промысл Божий, а цели и планы иметь в направлении внутреннего совершенствования.

Если новоначальные удаляются из монастыря за несоблюдение правил общежития, то перечисленные трудности служат причиной ухода или перемены места для братий, уже несколько лет проведших в обители.

Внутренний кризис по названным поводам наступает года через 2-3 после поступления в монастырь, и является одной из причин трехлетнего искуса перед монашеским постригом. Такой кризис бывает разной глубины и силы: от рядового искушения, которое просто надо перетерпеть, до внутреннего осознанания ошибочности своего выбора и решения вернуться к жизни в миру. Обычно, осознав всю серьезность своих сомнений, послушник начинает метаться от духовника к духовнику, спрашивать, не лучше ли ему вернуться в мир. Он рассказывает им о своих внешних трудностях, не умея при этом внятно объяснить того, что происходит в его душе. Духовник же на основании его слов не может разобраться, что это: искушение или глубинная переоценка ценностей, – и обычно советует оставаться в монастыре до тех пор, пока ситуация не прояснится. Опытный наставник, конечно же, посоветует до выяснения вопроса не принимать никаких постригов и пребывать в звании послушника. Оно бы и хорошо. Но вот беда: монастырское начальство сильно понуждает насельников после двух лет послушания к постригам в видах пользы монастыря, и долго отказываться им бывает трудно. Мое мнение таково: давлению не поддаваться, постриг не принимать, пока не придет осознанное и неколеблемое решение посвятить свою жизнь монашеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz