Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

 

Типовые искушения насельников

 

Итак, рассмотрим и приготовимся к искушениям, которых не избегает никто из насельников монастырей.

Осуждение монастырского начальства и порядков, заведенных в монастыре, часто прикрытое ревностью о благочестии или заботой о монастырском хозяйстве, с подспудной мыслью: «Я, я знаю, как надо все устроить лучшим образом!» Горячее желание всё и всех переделать по своему понятию.

Обостренное, болезненное чувство справедливости и связанная с ним обида на распределение одежды, келий, труда, отдыха, наказаний, постригов, рукоположений, должностей и прочего. Это чувство выражается в мыслях, а иногда и вслух: «Другие отдыхают, а на меня навалили!», «Не разобрались, дали поклоны ни за что!», «Этот не успел прийти, как его уже рукоположили!». Стремление к комфорту, удобству, покою, карьере, привилегиям.

Усвоение чужих недостатков и оправдание ими своего поведения: «Ему можно, а почему мне – нет?!»

Необоримая лень. Неподъемный сон утром. Опоздание на богослужения, их пропуски, неисполнение келейного молитвенного правила.

Употребление вина без благословения и без меры.

Непослушание. Нежелание подчиняться как постоянная внутренняя установка. Непонимание смысла послушания как жертвы Богу.

Желание решить свои внешние и внутренние проблемы переходом в другую обитель, после смены нескольких переходящее в бродяжничество по монастырям.

Указанное в последних трех пунктах является незаживающими язвами современной монастырской жизни. Впрочем, не только современной, но, по-видимому, и прежней. Вот что мы читаем в жизнеописании иеросхимонаха Герасима: «В те времена иночествующая братия представляла собой самый неустойчивый элемент, вследствие чего монаси прихождаху и паки отхождаху, -- кто в другие монастыри, кто на пустынное безмолвие, а иные и в благочестивое странствование по святыням русским»[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] «Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков», Август, стр.301



Используются технологии uCoz