Игумен Борис (Долженко)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

 

Отношения с родственниками

 

Из житий древних св. Отцов известно, что они, оставив мир, крайне неохотно выходили к родственникам, пришедшим повидать их, и не одобряли посещения монашествующими родственников, живущих в миру. Они считали себя уже умершими для мира. Однако насельникам современных монастырей, особенно новоначальным, было бы ошибочно копировать поведение древних Отцов без разсуждения, не учитывая своего собственного духовного состояния и условий современной жизни. То, что раньше воспринималось как подвиг, сейчас воспринимается как жестокосердие и безразличие к родителям, ставшее почти нормой поведения для не знающих Бога людей. В наши дни, напротив, христианам, в том числе и иночествующим, следует показывать людям достойный пример исполнения Заповеди «Чти отца твоего и мать твою…». Для нынешней монастырской жизни есть некая допустимая мера общения с родственниками.

Известны письма к родителям, родным братьям и сестрам свт. Игнатия Брянчанинова, иеросхимонаха Иеронима, духовника и восстановителя Афонского Пантелеимонова монастыря. И в наших монастырях насельникам дозволяется переписываться и поздравлять с церковными праздниками своих родственников, живущих в миру, увещевая их верить в Бога, быть чадами Православной Церкви, терпеливо переносить скорби, удерживаться от грехов. Не следует, однако, писать слишком часто, вникать до мелочей во все события мирской жизни сородичей и сопереживать всё вместе с ними.

Допускается и посещение монастыря родственниками на короткий срок, во время которого они обычно живут в монастырской гостинице, посещают богослужение, говеют и причащаются. Иногда, по благословению монастырского начальства, и насельник монастыря может посетить близких во время болезни или перед смертью, чтобы помочь им пособороваться, исповедаться, причаститься, иногда даже и покреститься. Бывает, что во время тяжелой и продолжительной болезни кто-то из родителей остается без присмотра. В таких случаях монастырского жителя могут отпустить на некоторый срок для ухода за больным, с обязательством вернуться после исполнения своего христианского долга. «Заповедано инокам удаление от родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа; но когда они содействуют нашим благим намерениям, когда они больны, безпомощны, нуждаются в руке нашей, тогда ли отнять эту руку? Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены Святыми Отцами»[1].

Вместе с тем, не рекомендуется поступать в монастырь в том городе, где живут ближайшие родственники, чтобы удаленность служила естественной преградой для неумеренного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Свт. Игнатий Брянчанинов. «Письма о подвижнической жизни» (555 писем). Париж-Москва, 1996 г. Письмо №133, стр. 141



Используются технологии uCoz